Уважаемые депутаты Собрания депутатов города Шумерля!
Уважаемые шумерлинцы!
Обращаюсь к вам со Стратегией развития города Шумерля в 2011 году. Я хочу отразить в ней своё видение социально-экономической жизни города, обозначить основные проблемы и способы их решения, определить направления развития в ближайшей перспективе.
Это – базовый документ для совместной работы органов власти, общественности, всего населения.
Начну его с основных ценностей: семья, здоровье, возможность учиться, работать, полноценно отдыхать, жить в благоустроенном городе — другими словами, с вопросов качества и безопасности жизни.
Социально-экономические показатели свидетельствуют о том, что город динамично развивается. Но сама по себе экономика и темпы ее развития - не самоцель, а лишь фундамент для повышения уровня жизни населения, поэтому главный приоритет и критерий оценки деятельности администрации - рост благосостояния жителей города.
На первый план сегодня должен выйти такой важнейший элемент, как повышение скорости принятия и реализации управленческих решений с одновременным ростом их качества. Эта мысль красной линией проходила в Послании Президента России Дмитрия Анатольевича Медведева. И именно с этих позиций будет оцениваться работа всех руководителей. От результативности каждого на своём месте зависит наша дальнейшая жизнь.
С первых дней работы в городе я начал разбираться с положением дел в жилищно-коммунальном хозяйстве. Ситуация сложная. Проблем здесь более чем достаточно, и не только экономических. Много неразберихи из-за безграмотности и элементарной безответственности.
«Узкие места» внутри отрасли ЖКХ такие, как: накапливание убытков, рост кредиторской задолженности, отсутствие средств на поддержание в должном состоянии основных фондов, низкая надежность, ресурсная эффективность и пр. сохраняются. Нельзя не учитывать, что отрасль ЖКХ – очень затратная отрасль. Необходимо более активно внедрять системы учета и информационных систем, обеспечивающих автоматизацию процессов производства и оптимизацию объемов и режимов производства ресурсов и обеспечение на этой основе снижения платежей за них. С этой целью будет построено еще несколько блочно-модульных котельных.
Не могу обойти тему управляющих компаний. Отсутствие государственного регулирования в управлении жилфондом многие восприняли как вседозволенность и возможность личной наживы. Мы с этим не можем и не должны мириться.
Как можно было допустить такое безобразие, как появление в этой сфере управляющих компаний, которые пришли в город только для того, чтобы собирать деньги с населения. Как озвучил Президент Чувашии М. Игнатьев в своем Послании «В жилищно-коммунальное хозяйство должны приходить компании с намерением вкладывать средства и работать. Необходимо исключить появление в этой сфере фирм-однодневок, желающих только собирать деньги. Считаю, что более качественно будут оказывать услуги управляющие компании с уставным капиталом не менее 3–5 млн. рублей, ибо ответственность у них выше». В связи с этим полагаю важным предоставить гражданам реальную возможность выбора управляющих компаний и ТСЖ, добиться увеличения уставного капитала у существующих компаний, либо привлечь новые, более ответственные и платежеспособные.
Достаточно сказать, что на модернизацию и погашение имеющейся задолженности за потребленные энергоресурсы был получен кредит в размере 120 млн.руб. Сумма огромная, и если мы не оправдаем надежд Правительства ЧР, которое выступило гарантом нашей платежеспособности, то впредь в таких объёмах помощи нам, муниципалитету, НЕ БУДЕТ. Надо использовать те возможности, которые есть. В связи с этим прошу строже подойти к разработке финансовых планов предприятий ЖКХ и УК, направленных на устойчивое функционирование не только своего предприятия, но и всего города в целом. Соответствующие управленческие решения я приму.
Прошу руководителей пересмотреть своё отношение к работе. Очевидно, что сегодня в ЖКХ необходимо управлять и работать по - новому. Прежде всего, люди должны знать, что им делать. Меняться и менять надо буквально все: управление предприятием, управление людьми, управление качеством процессов и продукции и т.д. Теперь предприятия ЖКХ должны заботиться о привлечении потребителей и увеличении их числа. Рекомендую директорам предприятий ЖКХ, прежде всего, рассматривать руководство предприятием как процесс управления: планирование, исполнение, контроль и улучшение. Важно, чтобы руководители поняли, что любое преобразование нужно начинать с самого себя, что беспокоиться надо о долговременных, а не сиюминутных целях и прибылях.
Нельзя понимать реформу в ЖКХ как некое конечное действие, решившее судьбу ЖКХ сейчас и навсегда. Впереди еще немало проблем, которые предстоит решать в этой сложной многоотраслевой сфере муниципальной экономики, затрагивающей интересы огромного числа людей.
В городе из-за засушливого жаркого лета сложилась неблагоприятная ситуация с обеспечением населения качественной питьевой водой. Причины - малые мощности и несовершенство очистных сооружений. Поэтому сегодня отделом ЖКХ администрации города совместно с МУП «ПУ «Водоканал» подготавливается пакет документов для вхождения уже в 2012 году в федеральную целевую программу «Развитие водохозяйственного комплекса РФ в 2012-2020 гг.». Данная программа позволит реализовать проект реконструкции систем водоснабжения, в частности, реконструкции очистных сооружений и канализации.
Администрации города совместно с депутатским корпусом следует активнее отстаивать интересы муниципалитета на республиканском уровне. Особенно это касается проблемы совместного финансирования дноуглубительных работ на реке Сура. Их проведение обеспечит городу бесперебойное снабжение населения водой.
Дальнейшего развития требует муниципальная реформа. За прошедший год были сделаны важные организационные шаги, совершенствовалось законодательство.
Теперь нужно двигаться дальше, в первую очередь - решать вопрос финансовой самостоятельности органов местного самоуправления. Для этого следует на местах активизировать работу по развитию налогооблагаемой базы и повышению собственных доходов.
Деятельность администрации в сфере земельно-имущественных отношений, прежде всего, направлена на повышение доходной части бюджета, однако, эффективная работа не возможна без развития соответствующей нормативно - правовой базы.
За 2010 год в отдел экономики, имущественных и земельных отношений поступило много заявлений от граждан и юридических лиц по вопросам оформления земельных участков личных хозяйств и переоформлению прав постоянного бессрочного пользования.
Вместе с тем, необходимо отметить и недоработки в работе данного отдела, а именно, случаи нарушения сроков рассмотрения заявлений граждан и юридических лиц. Это недопустимо.
В течение года в администрацию района поступали многочисленные жалобы граждан на использование земельных участков не по назначению, захламлению земель, самовольному захвату земель. Хочется обратить ваше внимание, что полномочия по муниципальному земельному контролю отнесены к компетенции муниципалитета.
Однако, как показывает проведенный анализ, муниципальный земельный контроль в городе ведется не на должном уровне. Администрация города совместно с отделом Роснедвижимости за 2010 год составили всего 34 соответствующих акта для привлечения лиц к административной ответственности, хотя штрафы за такие административные нарушения полностью идут в бюджет города.
Полагаю, что ответственным за это специалистам необходимо активизировать работу по муниципальному земельному контролю в тесном взаимодействии с органами Роснедвижимости, судами, поскольку логическим окончанием таких мероприятий может являться только принудительное прекращение прав недобросовестных землепользователей.
Так же в будущем году будет продолжена разработка жестких и четких регламентов работы всех структурных подразделений администрации.
Машиностроительный потенциал города, несмотря на экономический кризис, остается конкурентоспособным, поэтому одним из первостепенных направлений деятельности власти должны стать разработка и принятие необходимых мер по его дальнейшему увеличению. А это невозможно осуществить без реальных капиталовложений, причем значительных. На сегодняшний день это возможно только в том случае, если город сможет войти в федеральную программу развития моногородов. Ставлю задачу: сделать все возможное для участия города в данной программе. Для этого необходима консолидация всех уровней власти и трудовых коллективов градообразующих предприятий вокруг общих интересов - содействие продвижению продукции машиностроительного комплекса на внутреннем и внешнем рынках – это на сегодняшний день насущная задача органов местного самоуправления.
Актуальное направление работы администрации города - создание условий для расширения жилищного строительства. Обеспечение доступным жильем - очень болезненный вопрос для большинства шумерлинцев. Причем новое жилье покупают, в основном, люди с высокими доходами. Поэтому надо разрабатывать схемы, которые позволят людям улучшать жилищные условия не только за счет текущих заработков и имеющихся сбережений, но и в счет будущих доходов. Жилищное кредитование должно стать долгосрочным и доступным. Наряду с ипотекой, ориентированной на состоятельных граждан, необходимо создать условия для полноценного кредитования молодых семей и работников бюджетной сферы.
Важной задачей органов местного самоуправления является обеспечение права граждан на образование.
Детские сады, школы, училища, учреждения дополнительного образования, составляющие образовательную систему, работают сегодня в соответствии с происходящими в обществе переменами.
Шумерля активно участвует в модернизации российского образования: осуществлен переход на профильное обучение учащихся, внедряются новые образовательные технологии, в том числе и информационные.
Во многих школах Шумерли ученики получают хорошие, прочные знания, и это подтверждают высокие результаты Единого государственного экзамена.
Однако в последние годы проблем накопилось достаточно.
Вот дошкольное образование. В связи с недостаточным количеством мест обострилась проблема устройства детей в городские дошкольные учреждения. Ситуацию надо менять незамедлительно, в том числе за счет повышения эффективности работы детских садов и возвращения системе образования помещений, которые используются не по прямому назначению.
Задача: к 2013 году ликвидировать очередь в дошкольные образовательные учреждения.
Кроме того, некоторые здания учреждений образования имеют высокую степень износа. На их строительство и реконструкцию следует привлекать средства из бюджетов всех уровней и внебюджетных источников. Особая задача - использовать все возможные меры по восстановлению и дальнейшему развитию детского оздоровительного лагеря «Соснячок». Лагерь находится в красивейшем месте, а то, что называется лагерем (имею в виду здания корпусов), имеет очень удручающий вид: как снаружи, так и внутри.
Считаю нужным обозначить и тему воспитания. Мы об этой функции школ как-то подзабыли. В целях формирования нравственных принципов, гражданственности, патриотизма у детей и подростков необходимо разрабатывать и внедрять новые элементы воспитания, создавать новые структуры, в том числе кадетские корпуса или классы кадетского типа.
Основная проблема в сфере профессионального образования — несоответствие между потребностями экономики и подготовкой кадров. Прежде всего, рабочих специальностей.
Шумерля, в числе других городов Чувашии, несколько лет назад начала практику формирования заказа на подготовку кадров в училище и машиностроительном техникуме по предложениям градообразующих предприятий. Правильный шаг. Но систему надо совершенствовать, привлекать к формированию заказа работодателей, включая малый и средний бизнес.
При стабильном наполнении бюджета ставилась задача реализовать все социальные программы в полной мере, но сейчас я должен выделить приоритеты. Это, прежде всего, — улучшение демографии и здоровья населения. И не только физического, но и психического, социального.
За последние годы население Шумерли сократилось на 3-4 тысячи человек. И прогноз неутешителен — сокращение продолжится, если не принять соответствующих мер.
Разумеется, одним-двумя годами трудно что-то исправить. Президент поставил задачи демографической политики России до 2025 года: сократить уровень смертности не менее чем в 1,6 раза, повысить рождаемость в 1,5 раза за счёт рождения второго ребёнка и последующих детей, увеличить продолжительность жизни до 75 лет.
Для решения этих задач предлагаю следующее.
Первое. Повысить доступность и качество медицинской помощи. Требуется разработать Единую систему управления качеством медицинской помощи, используя мощности и городской и районной больниц, и я ставлю задачу внедрить её в практику в 2011 году.
Прежде всего, нужно перенести акцент с высокозатратного, дорогостоящего стационарного сектора на развитие первичной медицинской помощи. Для этого в 2010 году в дополнение к существующим офисам врачей общей практики открыт офис еще на 4 участка по ул.Пушкина, он будет обслуживать 6 тысяч жителей города. Достигнута договоренность с руководством Центральной районной больницы об открытии в 2011 году дополнительных участков для получения медицинской помощи жителям, которые проживают в центре города.
Однако доступность первичной медицинской помощи остается низкой, при этом объемы стационарной помощи и затраты на нее - неоправданно высокими.
Необходимо обеспечить создание механизмов, стимулирующих развитие первичной медицинской помощи и профилактическую направленность здравоохранения. Следует привлекать инвестиции для укрепления материально-технической базы больниц и поликлиник, замены устаревшего медицинского оборудования, информатизации системы охраны здоровья людей. На сегодняшний день только в городской больнице начал работать проект «Электронная регистратура», позволяющий людям не простаивать в долгих очередях, чтобы попасть на прием к тому или иному врачу. Для этого достаточно иметь компьютер и подключение к сети Интернет. Ставлю задачу - внедрить первыми в республике «Электронная медицинская карта».
Второе. Выполнить те мероприятия республиканских и муниципальных программ по демографии и медицине, которые не требуют отлагательств. Средств недостаточно, но заниматься этими вопросами нужно, правильно расставив приоритеты, иначе Шумерля останется без трудоспособного населения.
Третье. Организовать повсеместную непримиримую борьбу с вредными привычками — курение, пьянство, наркотики становятся настоящим бедствием для города!
Чиновникам, милиции, врачам, учителям, воспитателям, психологам, родителям — всем без исключения надо бить тревогу и принимать кардинальные меры. И не подменять работу заседаниями и бумажными отчётами, а проводить конкретные мероприятия, развернуть широкую пропаганду, направленную на формирование у людей мотивации сохранять и укреплять своё собственное здоровье.
Думаю, никто не будет спорить с тем, что здоровье человека зависит не только от состояния медицины и доступности лекарств. Как говорится, "аптека не прибавит века".
Физкультура, спорт, активный отдых — тоже влияют на здоровье и качество жизни, и только со знаком плюс. А у нас лишь 10 процентов населения города регулярно занимаются физкультурой и спортом. Это крайне низкий показатель. Хотя в городе за последние годы сделано немало для развития массовой физкультуры и спорта: построен и функционирует современнейший физкультурно-оздоровительный комплекс «Олимп», на стадионе «Труд» положена беговая дорожка с современным покрытием, работает масса кружков и секций.
Пути решения этой задачи для меня понятны. Прежде всего, надо активнее привлекать детей и подростков к занятиям физкультурой и спортом, особое внимание уделить занятиям плаванием во всех учебных заведениях, а также вернуть на уроки физкультуры такой вид спорта как лыжи.
Администрация города поддерживала, и будет поддерживать развитие традиционных видов спорта: футбола, баскетбола, волейбола и других популярных видов. Отделу физкультуры и спорта администрации города совместно с Детско-юношеской спортивной школой и ФОК «Олимп» необходимо разработать и представить комплексную программу поддержки и развития этих видов на территории нашего города.
Отрадно, что помимо традиционных спортивных праздников появляются такие нестандартные мероприятия, как чемпионаты по игре дартс, соревнования по пейнтболу. В рамках развития отрасли важно обратить особое внимание на республиканские и федеральные программы установки спортивных объектов: полей с искусственным покрытием, хоккейных кортов, многофункциональных площадок, комплектования спортинвентарем.
А чтобы спорт не отходил на второй план и у взрослого населения, предлагаю руководителям и депутатам на личном примере убеждать в необходимости занятий спортом. Уверен, от этого их рейтинг значительно повысится.
Все преобразования в городе я связываю с молодёжью. В Шумерле создано и работает Молодёжное правительство, принята целевая программа «Молодёжь города Шумерля». Администрация и в дальнейшем будет поддерживать это движение.
Это наш кадровый потенциал, это наше будущее! Привлечение молодежи в работу муниципалитета, стимулирование молодых талантов, проведение акций и мероприятий молодежной направленности считаю одной из важнейших задач в работе каждого подразделения. Считаю, что на каждом крупном предприятии должно быть зарегистрировано не менее одного молодежного общественного объединения или формирования!
Но это только «первые ростки». Молодёжную политику надо развивать, решать жилищные вопросы молодых семей, поддерживать талантливую молодёжь. Со своей стороны, администрация города готова рассматривать кандидатов из наиболее активной части молодого населения как кадровый резерв, принимать участие в их трудоустройстве, дальнейшей судьбе вплоть до выделения участков под жилищное строительство.
Уважаемые коллеги! Охранять порядок в городе — задача сложная. Однако в целом ситуация у нас стабильная, и свою роль здесь сыграло целенаправленное взаимодействие органов власти и милиции. Но этого не достаточно.
Это тот случай, когда общественность не вправе быть просто зрителем и критиком властей. Надо создавать добровольные народные дружины. Соответствующее решение было рассмотрено Собранием депутатов.
Совсем недавно была принята муниципальная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в городе Шумерля на 2011 - 2012 годы», и нужно принять все исчерпывающие меры по её выполнению. Это же относится к программе профилактики преступлений. Никто не снимает ответственности с власти, милиции, но порядок на улицах, в подъездах, на дорогах надо наводить всем вместе.
В немалой степени это зависит от нашей нравственности и культуры. Администрация города уделяется особое внимание функционированию и развитию отрасли культуры. На сегодняшний день в городе удалось сохранить сеть культурно-досуговых учреждений. Это касается как развития материально-технической базы, так и проведения ряда крупных городских и республиканских мероприятий.
Что касается материально-технической базы. Прежде всего, это капитальный ремонт объекта, который больше не может «ждать». Я говорю про Дворец культуры «Восход». Необходимы значительные денежные вложения на ремонт фасада, проводки, установки нового светового оборудования на сцене, установку системы отопления, проведению противопожарных мероприятий.
Закрытый когда-то кинотеатр «Дружба» не функционирует. И до сих пор населению города Шумерля приходится ездить в столицу республики, чтобы всей семьей посмотреть какой-либо фильм с использованием возможностей современной техники. И это в 21 веке! Поэтому отделу экономики, имущественных и земельных отношений поручаю рассмотреть возможности привлечения в 2011 году инвесторов с целью реконструкции и модернизации некогда бывшего кинотеатра.
Также требует серьезных капиталовложений существующий в городе народный историко-краеведческий музей. Без сохранения традиций прошлого – нет будущего. И поэтому силами только сотрудниц музея, которые являются настоящими альтруистами своего дела, невозможно сохранить нашу историю: как самого города, так и людей, которые его создавали.
Творческие коллективы города, такие как народный хор «Русская душа», ансамбль «Шумерлиночка», театральный коллектив «Коляда», танцевально-спортивный клуб «Экситон» и многие другие достойно представляли свой город на республиканских и общероссийских фестивалях, смотрах и конкурсах.
Сегодня смело можно говорить о том, что отрасль имеет серьезный потенциал не только для успешного функционирования, но и для развития.
В этой связи хочу особо подчеркнуть проблемы, которые являются серьезным тормозом для дальнейшего развития отрасли.
Прежде всего, слабая материально-техническая оснащенность домов культуры и библиотек. В связи с передачей полномочий по обеспечению жителей культурно-досуговыми услугами на уровень муниципалитета дома культуры не могут участвовать в программах софинансирования с республикой по реконструкции объектов культуры, обновлению библиотечного фонда, оснащению библиотек и клубов оргтехникой, аппаратурой, сценическими костюмами. Таковы реалии бюджетного процесса. Поэтому в рамках стимулирования развития отрасли на должном уровне предлагаю учредить в отрасли культуры грант в сумме не менее 100 тысяч рублей (это могут быть как бюджетные, так и внебюджетные средства) и через систему конкурсного отбора поддержать лучшие культурно-досуговые учреждения.
Администрацией города разработана муниципальная целевая программа «Поддержка развития малого и среднего предпринимательства в городе Шумерля на 2011 – 2020 годы».
Основными направлениями данной программы являются:
- имущественная и организационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;
- устранение административных барьеров в развитии предпринимательства;
- формирование благоприятного общественного мнения и положительного имиджа предпринимателя.
При администрации города Шумерля работает координационный Совет по поддержке и развитию предпринимательства с целью обучения грамотности выстраивания партнерских отношений «бизнес-власть-сообщество», созданию проектов и умению их реализовывать.
Для получения бизнес-знаний проводится ряд мероприятий со старшеклассниками. Уже стало традицией ежегодно проводить среди старшеклассников конкурс «Открой свое дело»
Проведение «круглых столов», конференций, семинаров, встреч по вопросам развития и проблемам малого и среднего бизнеса, конкурс «Лучшее новогоднее оформление предприятия потребительского рынка», конкурс среди молодых предпринимателей города - далеко не полный список мероприятий, проводимых администрацией. Взаимодействие власти и бизнеса должно быть таким: администрация создает условия и ставит задачи, а бизнес должен эффективно их решать и получать прибыль для развития.
В число приоритетов деятельности администрации входит реализация реформы местного самоуправления. Суть реформы - создание двухуровневой системы муниципальной власти, а цель - максимально приблизить власть к народу. Именно поэтому при формировании бюджета на 2011 год впервые были заложены средства на работу территориального общественного самоуправления (самоорганизации граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения). Уверен, покрытие всей территории города ТОСами создаст более эффективную систему управления и ускорит принятие многих решений, а также увеличит контроль за их исполнением.
Для дальнейшего создания условий, необходимых для всестороннего экономического и социального развития города Шумерля, предлагаю в 2011 году вступить в Союз малых городов России, который объединяет малые и средние города, районы, поселки городского типа, районные центры с численностью населения до 200 тысяч жителей. Это даст возможность активно выступать со своими проектами на федеральном уровне и привлекать дополнительные инвестиции.
В следующем году Шумерле исполняется 95 лет. Наша общая задача — достойно отметить эту дату.
Но, прежде всего, необходимо привести в порядок городскую территорию, в том числе фасады зданий, и, наконец-то, убрать весь скопившийся мусор. Как можно мириться с таким внешним видом своего родного города? Я обращаюсь не только к чиновникам, но и к общественности, предпринимателям, ко всем шумерлинцам.
Кстати, сейчас, в условиях государственной поддержки, у всех предприятий, организаций, учреждений появляется возможность проработать такой вопрос, как привлечение людей к благоустройству. Для этого не потребуется больших капиталовложений! Почему бы не использовать также и труд тех, кто стоит на бирже труда и получает пособие по безработице. Пусть что-то сделают на благо родного города. Также ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» позволяет ввести социально-значимые работы раз в 3 месяца для всех жителей города. Предлагаю Собранию депутатов вынести обсуждение этого вопроса на публичные слушания.
Отдельно хочу сказать о состоянии некоторых придомовых территорий. Действительно, многие из них нуждаются в капитальном ремонте, вложении серьезных средств. Однако есть виды работ, которые не требуют капитальных вложений и миллионных бюджетов. Я говорю об элементарном порядке. Какие миллионы необходимы, чтобы выгрести мусор из подвалов и подъездов, с детских площадок, чтобы дворы не превращались в пристанище для собак и кошек, чтобы в них соблюдались элементарные правила гигиены, чтобы дорожка к дому была вычищена, и собраны бутылки и окурки после проведения ночного рандеву? Отвечу: есть виды работ, которые при минимальных вложениях, а зачастую просто при неравнодушном отношении к себе и своей работе дают неизмеримо больший эффект, чем любое миллионное вложение средств.
Недавно был сформирован новый депутатский корпус, избран глава города. Наша задача — вместе работать в интересах жителей города Шумерля.
Сегодня многое зависит от работы управленцев, муниципальных служащих, качества исполнения своих должностных обязанностей. Городу требуются компетентные специалисты, способные профессионально и ответственно управлять сложными процессами в экономике, социальной сфере, общественной жизни. При этом все без исключения чиновники должны понимать, что это они работают на граждан, а не граждане на них.
В целях предупреждения и противодействия коррупции, а также недопущения коррупционных проявлений в органах местного самоуправления города утвержден план организационных мер по совершенствованию управления в администрации муниципального образования город Шумерля, разработаны и утверждены общие принципы служебного поведения муниципальных служащих администрации. Предстоит большая работа по совершенствованию работы с кадровым резервом на замещение вакантных должностей муниципальной службы в администрации города.
Процесс привлечения общественности к сотрудничеству с органами местного самоуправления должен иметь положительный результат. Мы готовы слушать, учитывать мнения и рекомендации общественности, мы готовы к открытому диалогу. С целью обеспечения систематического изучения общественного мнения по вопросам социально-экономического развития города, усиления внимания и личного участия главы администрации города в обеспечении соблюдения прав граждан, принятия мер эффективного и быстрого решения как общих, так и частных проблем горожан, создается Общественная приемная при администрации города.
Уважаемые депутаты! Дорогие земляки!
Завершая своё Обращение, хочу обратиться ко всем, кто готов работать во благо своей малой родины, кто любит нашу Шумерлю. Я не случайно сказал: нашу Шумерлю. Ещё прошло чуть более месяца, как я приступил к работе в качестве главы администрации города. Но за это время я многое увидел, со многими людьми повстречался.
У меня сложилось твёрдое убеждение: Шумерля - удивительный, самобытный город. Трудом многих поколений сформирован тот производственный фундамент, который сегодня мы вместе должны развивать, используя интеллект, инициативу, интерес, огромное трудолюбие и ответственность шумерлинцев.
К этому остаётся только добавить: порядок во власти — порядок и в городе.
За работу, уважаемые коллеги и друзья!