Будем обновлять свои методы,
будем обновлять свои отношения с детьми,
будем обновляться сами,
будем сотрудничать с детьми и между собой.
С. Соловейчик.
Обретая второе дыхание
Это высказывание С.Соловейчика было цитатой дня в День общественной экспертизы, который состоялся 24 декабря в МОУ «СОШ №3».
Дух открытости царил и пронизывал в этот день все образовательное пространство школы.
Гостей пригласили в актовый зал на электронную презентацию, в которой был дан краткий обзор основных направлений школы и озвучена миссия «зеленой» школы: экологическая школа – это школа, которая не ставит самоцелью подготовку профессиональных экологов, а стремится воспитать бережное отношение к окружающему миру. Эта мысль была наглядно представлена в «визитке школы», где, опираясь на лучшее в педагогике Сухомлинского, ученикам удалось показать главную идею школы – жить «В гармонии с природой!». Затем гостям школы был представлен опыт работы учителя ИЗО и технологии А.М. Таратина и виртуальный обзор школьного сайта.
В течение всего дня гости школы и эксперты знакомились с реализацией деятельных программ, выбранных ключевыми педагогическим коллективом:
ПРОГРАММА «ОТЕЧЕСТВО»,
объединяющая детей, подростков, взрослых на основе интереса к природе родного края, способствующая формированию интереса и привязанности к большой и малой родине, патриотических чувств, исторического сознания, социальной активности; расширение и углубление знаний и представлений детей об окружающем мире, в процессе участия в практической краеведческой деятельности, туристских походах и экскурсиях.
Эта программа нашла свое отражение в работе школьного музея. В этот день все могли пройти по импровизированным залам школьного музея и увидеть, какая большая работа проведена Л.И. Лермонтовой, являющейся хранительницей школьных традиций, по систематизации материала об истории школы и города, собран богатый материал о народных промыслах России и нашего города.
Ребята из «Клуба любителей зеленых растений» под руководством Е.В. Сотниченко рассказали о роли комнатных растений в жизни человека, провели экскурсию по «зимнему саду». Все присутствующие в этот день могли определить победителя школьного конкурса на лучшую новогоднюю композицию.
Формированию экологической культуры были посвящены в этот день «Экологический журнал» и «Экологическая викторина» для родителей и младших школьников.
Завершился 2005 год, объявленный Президентом Чувашской Республики Н.В. Фёдоровым Годом парков и садов. Интересную экскурсию по городскому парку совершили учащиеся 5 «б» класса на уроке математики, проведенном Ю.В. Никитиной. Ребята и гости узнали историю создания зеленого острова города Шумерли, прошли по экологической тропе городского парка, состоящей из 7 станций: «Здоровья», «Липовой аллеи», «Пруда», «Ручья», «Березки», «Сосенки», «Дуба – патриарха русского леса». Экскурсоводы подготовили сообщения о каждой станции, об экологическом состоянии городского парка.
Формирование чувства патриотизма – одна из важнейших целей воспитания подрастающего поколения. Уроки истории являются средством к достижению данной цели. Т.А. Алексеева провела в 11а классе урок–презентацию «Великая Отечественная война», где учащиеся разобрали причины войны, раскрыли её этапы. Урок прошел живо, чему способствовало и использование мультимедийных учебников, энциклопедий. Завершилось занятие показом презентации «Московская битва», подготовленной А.Батраковым и И.Гришиной.
Проблема семьи – актуальная проблема многовековой истории народа. В России «мысль семейная» рассматривалась всегда как «мысль народная», т.е. «мысль патриотическая». Взаимопомощь и моральная ответственность – это «два кита», на которых держится семья. В 8 «а» классе Л.П. Дергунова организовала классный час «Герб моей семьи». Ребята подготовили сообщения об ответственности за семейный очаг, о семейных реликвиях, рассказали, как они помогают воспитывать «младших» дома. Также на уроке был организован конкурс «дела семейные», проведен психологический анализ ситуации в семье. В заключение урока учащиеся прочитали свои сочинения на тему «Герб моей семьи».
ПРОГРАММА «СОЗВЕЗДИЕ»
призвана объединять подростков по различным областям научных знаний.
На презентации научно-исследовательских работ по физике семиклассники и их классный руководитель Г.Г. Скороходова продемонстрировали самодельные приборы (барометр, дождемер), изложили проблемы школы, связанные с потреблением электроэнергии. Очередное занятие по физическому практикуму с обучающимися 9-х классов провела К.П. Красненкова. Открытое заседание школьного научного общества «Росток» было посвящено пропаганде научно-исследовательских навыков среди обучающихся школы и обсуждению положений о дипломных и творческих работах, апробируемых за счет участия в эксперименте Школ Ступеней Обучения. Данные положения нашли одобрение как среди детей, так и среди присутствующих родителей.
Развитие математических способностей и навыков решения практических задач с экономическим содержанием у учащихся – такова была цель игры «Математик-бизнесмен», проведенной в 8 «б» классе В.П. Лукичевой. «Юнистрим» и «Юниорбанк» - названия банков, появившихся на короткое время в школе. Ребята с огромным удовольствием вжились в роли банкиров и акционеров.
ПРОГРАММА «В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ ЗДОРОВЫЙ ДУХ»
направлена на пропаганду здорового образа жизни детей и их родителей, объединение подростков по интересам к различным видам спорта; содействие утверждению в жизни современного общества идей духовного и физического совершенствования детей и подростков школы.
Учитель физкультуры Ю.А. Луканов организовал матч по пионерболу среди команд 6-х и 9-х классов. Руководитель ОБЖ Н.Ф. Поляков и его подопечные на очередном занятии кадетского класса продемонстрировали умение метко стрелять, вязать узлы, преодолевать препятствия. Ни один урок в этот день, разумеется, не обошелся без традиционной физкультминутки.
Психическое здоровье не менее важно, чем здоровье физическое. Зная это, Е.М. Трошина провела практикум для 4-х классов «Волшебная лавка качеств», задавшись целью сформировать представление о ресурсах психики, научить безоценочному отношению к проявлению чувств.
Искусство служит средством познания с одной стороны, с другой – средством воспитания.
«МИР СПАСЕТСЯ КРАСОТОЙ» -
еще одно направление работы школы. Оно также было широко представлено гостям в день открытых дверей.
Прошел отчетный концерт филиала «Школы искусств» №1 «Вместе весело шагать …», состоялись выступления хорового коллектива (руководитель Г.М. Бацокина), танцевальной студии «Арабески» (руководитель М.Н. Кайнова). Одним из ключевых моментов была выставка работ учителя ИЗО, черчения и технологии А.М. Таратина «Золотые руки», где были представлены картины, модели военной техники, поделки из дерева. Состоялся и интегрированный урок информатики и ИЗО «Рождение образа» (А.М. Таратин, С.М. Каюмов).
Чувство прекрасного помогают развивать не только предметы эстетического направления. Очередное занятие кружка информатики во 2-м классе под руководством О.Е. Гладковой было посвящено созданию поздравительной новогодней открытки. На экране компьютера дети рисовали снеговиков, которые предстали перед зрителями во всей своей красе. Мастер-класс С.Н. Катюшиной продемонстрировал педагогам и родителям «Как прекрасен этот мир!»
В течение всего дня в школе под руководством О.Е. Гладковой и Н.В. Морозовой работал пресс-центр, куда собиралась вся информация о проделанной в этот день работе. Родители могли ознакомиться с работой школьного медпункта и столовой, встретиться с администрацией школы. В этот день Центр социологических опросов под руководством Е.П. Казиковой и А.И. Митиной выявлял родительскую удовлетворенность. По результатам опроса 35,7% родителей хотели бы принимать участие в управлении школой, удовлетворенность наметившейся тенденцией развития школы выразили 78,5%, и все единодушно пожелали проводить дни открытых дверей ежегодно. А на импровизированных стендах любой из присутствующих мог выразить свое отношение к школе, продолжив предложение «Наша школа ...» (для родителей) и «Моя школа …» (для учеников). Вот некоторые из них:
Наша школа…
- второй дом для моего ребенка;
- место, где всегда помогут мне и моему ребенку;
- это начало жизненного пути в мир знаний;
Моя школа …
- это настоящее и будущее моей жизни;
- место, где я нашла много друзей;
- самая лучшая;
- мой второй дом…
Кольцевым обрамлением насыщенной программы дня стал «Круглый стол» по теме «Школа вчера, сегодня, завтра…», за которым состоялся конструктивный диалог руководства школы, членов ДШО «Планета МИК» и членов управляющего совета школы. За «круглым столом» члены управляющего совета с большим интересом познакомились с работой школьного объединения «Планета МИК», целями, формами работы. Ребята представили свою роль в организации соуправления школы. Принимая участие в таком мероприятии, дети учатся быть полезными друг другу, школе, обществу. Эмоциональные переживания за тот или иной вид работы дает возможность с ранних лет ощутить себя гражданином своей страны, города, школы.
Отрадно, что среди членов управляющего совета есть бывшие выпускники школы, которые отметили, что наряду с позитивными изменениями, которые произошли в школе в связи со строительством пристроя, сохранились и развиваются лучшие традиции школы №3, накопленные десятилетиями. В школе практически отсутствует текучесть кадров. Многие выпускники вернулись в родную школу в качестве учителей, транслируя опыт лучших педагогов города, таких как З.В. Шурыгина, Г.В. Колегова и многих других, которые и по сей день не потеряли связь со школой.
Школа включилась в эксперимент по совершенствованию структуры преподавания в области физического воспитания и апробацию красноярской модели ШСО. «Сильным и опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд… Учитель, умеющий проникать в сущность фактов, в причинно-следственные связи между ними, предотвращает многие трудности и неудачи», - эти слова из педагогики В.А. Сухомлинского позволяют оглядываться назад и понимать, что коллективом школы проделана большая работа в направлении модернизации российского образования, и осознавать, что предстоит еще очень много претворить в жизнь, чтобы создать свою образовательную нишу в социо-культурном пространстве города.