Антиох Дмитриевич Кантемир родился 10 сентября 1708 года в Константинополе (Стамбуле), в семье молдавского господаря Дмитрия Кантемира. Татарский род предков Кантемира по семейному преданию, восходил к Тамерлану, чем объясняется и фамилия: Хан-Тимур. В XVI веке Кантемиры обосновались в Молдавии, приняв христианство. Дед поэта был господарем (владетелем) Молдавии, которая в то время находилась под властью турок, поэтому его сын – Дмитрий Кантемир жил в Константинополе в качестве заложника султана. От брака Дмитрия Кантемира с Кассандрой Кантакузен, дочерью господаря Валахии (древней Румынии), находившегося в близком родстве с фамилией византийских императоров, родилось пятеро детей, младший из которых – Антиох.
Россия стала родиной не только для Дмитрия Кантемира, но и для его семьи. Антиох попал в Россию в 3-летнем возрасте, и сразу обрел в ней свою подлинную родину. Он получил блестящее домашнее образование, в семье господствовали итальянский и новогреческий языки. Домашними учителями Кантемира были: грек Анастасий Кондоиди (впоследствии епископ вологодский Афанасий), обучавший древнегреческому языку, и один из лучших воспитанников Славяно-греко-латинской Академии силлабический поэт и переводчик Иван Ильинский, учивший будущего поэта русскому и латинскому языкам и прививший ему вкус к стихотворству.
Князь Дмитрий Кантемир, любивший литературу и сумевший внушить эту любовь и Антиоху, в духовном завещании даровал все свое имущество тому из своих сыновей, который проявит наибольшее расположение к научным занятиям, причем он имел в виду именно Антиоха, «в уме и науках от всего лучшего». Действительно, остальные братья оказались людьми заурядными; вкусы Антиоха разделяла только его сестра Мария, что и послужило основанием их дружбы на всю жизнь.
В 1724-1725 гг. домашнее образование Кантемира дополнилось кратковременным пребыванием в Славяно-греко-латинской академии, а затем лекциями профессоров из Петербургской академии наук по математике, физике, истории и нравственной философии. Последняя оказала Кантемиру несомненную пользу. Особенно он ценил лекции Бернулли и Гросса и на всю жизнь сохранил большое расположение к математике и этике. Кантемир получил блестящее образование. Он прекрасно знал древние и современные иностранные языки, античную, итальянскую, французскую, английскую и испанскую литературу. Но своим обширным образованием он в значительной степени обязан лично себе.
О личном характере Кантемира известно только, что он был человек благородный, правдивый и кроткий. Отличительная черта князя — скромность, отразилась и в духовном завещании, в котором он просил похоронить себя «в Греческом монастыре в Москве без всякой церемонии ночью». Некоторым он казался неприветливым, но эта неприветливость постепенно исчезала в отношении к людям, которые ему более и более нравились. Слабое и болезненное его телосложение придавало его характеру меланхолический оттенок, что, однако, не мешало ему быть и любезным и веселым в обществе людей, которые ему нравились, и с которыми, он мог быть откровенен. Кантемир любил только избранное общество, следовательно, не любил общества вообще, которое оскорбляло его своими пороками и недостатками. Такой характер предполагал раздражительность и любовь к уединению. В 1725 году Антиох поступил на военную службу, а в 1728 году был произведен в поручики.
В 1730 вместе с другими членами «Ученой дружины» (Феофаном Прокоповичем и историком Татищевым), принял деятельное участие в борьбе против известной «затейки» реакционных «верховников» - врагов петровских реформ, попытавшихся при вступлении на престол Анны Иоанновны ограничить самодержавие в корыстных интересах дворянских олигархов. В этой борьбе победу одержало новое дворянство, но сам Кантемир никаких личных наград не получил.
В конце 1730 года его назначили «резидентом» (дипломатическим представителем) в Лондон, а затем в Париж, куда он выехал 1 января 1732 года. Дипломатической деятельности Кантемир посвятил себя главным образом потому, что пребывание за границей давало ему возможность расширить свое образование и в то же время освобождало его от непосредственного участия в политической борьбе, сопряженной с кознями и интригами. Также назначение Кантемира резидентом было вызвано желанием правящих кругов удалить опасного сатирика из России. На протяжении 12 лет он достойно отстаивал интересы России за границей..
Во внутренней политической жизни России он участия более не принимал. Мучительная смерть очень рано прервала просветительскую деятельность. 31 марта 1744 года первый светский поэт на Руси, дипломат, ученый и переводчик Антиох Дмитриевич Кантемир скончался.
Литературная деятельность
Литературная деятельность Кантемира началась очень рано и с самого начала отличалась многосторонностью. Началась она с переводов, а также с создания любовных песен. Недолгое царствование Петра II было временем резкой реакции петровским новшествам. «Любителям просвещения», к числу которым принадлежал и Кантемир, действительно, было не время заниматься писанием любовных песенок. От интимных любовных жанров Кантемир переходит к поэзии, насыщенной большим общественным содержанием. Так же к первым годам литературной деятельности Кантемира относится, как предполагает П.Н.Берков, и первые эпиграмматические опыты.
В 1727 г., по следам своего учителя русского языка И. Ильинского Кантемир составил и опубликовал «Симфонию на псалтырь» (указатель к стихам из псалмов Давида), составленная в подражание такому же труду Ильинского: «На четвероевангелие». К 1729 г. Кантемир переводит философский разговор: «Таблица Кевика – философа», в котором выражены взгляды на жизнь, вполне соответствующие этическим воззрениям самого Кантемира. В 1730 году Кантемир закончил перевод трактата Фонтенеля «Разговоры о множестве миров», в котором отстаивалась гелиоцентрическая система Коперника. «Этот труд был опубликован только в 1740 году, а в 1756 году по решению синода как «богопротивная книжичища», полная «сатанинского коварства», был конфискован. Характерно, что именно в период временного ослабления реакции кантемировский перевод Фонтенеля был издан еще дважды (в 1761 году после смерти Елизаветы Петровны и в 1802)».
Философские интересы Кантемира проявились и в более поздний период, когда в 1742 г. он написал оригинальный философский тракт «Письма о природе и человеке». Плеханов, рассматривая тракт в «Истории русской общественной мысли» (том II, глава о Кантемире), признает заслуги Кантемира в постановке вопросов, которые будут «занимать русских просветителей до Чернышевского и Добролюбова включительно».
Перу Кантемира принадлежат также ряд эпиграмм и басен, переводы песен (од) Анакреона, посланий Горация, «Персидских писем» Монтескье, теоретический трактат о «сложении стихов русских».
Но, пожалуй, самым значительным в творческом наследии Кантемира являются его сатиры, принесшие их автору широкую литературную известность и общественное признание. Им написано всего девять сатир: пять первых – с 1729 до 1732 года.
В 1729 году появляется первая сатира двадцатилетнего Кантемира под характерным двойным заглавием «На хулящих учение. К уму своему», направленная против «презрителей наук», прежде всего – против реакционного дворянства и духовенства Стефана Яворского, Григория Дашкова, стремившихся снова установить патриаршество и допетровские порядки.
Сатиры Кантемира были тесно связаны с русской национальной сатирической традицией и с жанровой формой стихотворной сатиры, выработанной поэтикой европейского классицизма на основе античных образцов. Но использование классической стихотворной формы сатиры, частичное следование «образцам» («наипаче Горацию и Буало, французу») не помешали Кантемиру наполнить свои произведения отечественным содержанием («что взял по-галльски – заплатил по-русски»), и передовым идеям своего времени. Поэтому в своих сатирах Кантемир не только осмеивал в духе классицизма абстрактные общечеловеческие пороки (ханжество, скупость, лицемерие, леность, расточительность, болтливость и т.п.), но, что особенно ценно, обличал пороки современной ему русской действительности. Страстный поборник просвещения, Кантемир в первую очередь обрушивался на тех, кто после смерти Петра I пытался вернуть Россию к дореформенным порядкам. О трудности пути писателя-сатирика Кантемир пишет уже в первой сатире. В обращении к уму своему он советует не заниматься литературным трудом, ибо этот путь, который проторили музы, стал неприятен и труден. Кантемир горько сетует на бедственное положение науки в настоящий момент:
«Наука ободрана, в лоскутах обшита,
Изо всех почти домов с ругательством сбита,
Знаться с нею не хотят, бегут ее дружбы,
Как, страдавши на море, корабельной службы».
Резкими сатирическими чертами рисует Кантемир портреты противников просвещения. Первое место занимает в них народ, с его суевериями, невежеством и пьянством, как основными причинами всех постигающих его бедствий. Духовенство мало чем отличается от самого народа. Купечества думает только о том, как бы обмануть народ. Дворянство к практическому делу совершенно не способно и не меньше народа склонно к обжорству и пьянству, а между тем признает себя лучше других сословий удивляется, что ему не хотят предоставить власть и влияние. Администрация по большей части продажна.
Кантемир бичует не одних только представителей низшей администрации. Сатирик обращается со словом горькой правды и к представителям власти. Он с большим мужеством и с необычайной для его времени силой стиха провозглашает, что «чист быть должен, кто туда, не побледнев, всходит, куда зоркие глаза весь народ наводит». Он считает себя и других вправе смело провозглашать такие мысли, потому что чувствует себя «гражданином» (слово это было впервые привнесено им в литературу) и глубоко сознает «гражданский» долг. Кантемира следует признать родоначальником нашей обличительной литературы. Он первый смеялся у нас «смехом сквозь слезы» (его выражение), и смеялся им в такое время, когда, казалось, всякое сколько-нибудь свободное слово было просто немыслимо. В своей деятельности писателя-сатирика Кантемир вдохновлялся борьбой за новые начала петровского времени. Но огонь его сатир имел гораздо более широкое поле действия.
Сатиры Кантемира били по противникам реформ, по безобразиям, непорядкам и злоупотреблениям, присущим дворянско-бюрократической абсолютной монархии по самой ее природе. Поэтому при жизни Кантемира сатиры так и не появились в печати.
Общее значение литературной деятельности Кантемира очень велико. Кантемир был не только родоначальником нашего классицизма, но и основоположником наиболее жизненного в нем реально-сатирического направления, ставшего, по слову Белинского, «со времен Кантемира… живою струею всей русской литературы».
Общественно-политическая деятельность
Задаваясь, еще в ранней молодости, вопросом о средствах распространения в России знаний, пригодных для жизни, и об искоренении невежества и суеверий, он признавал наиболее важным учреждение школ и считал это задаче правительства. Прельщенный могучей деятельностью Петра, Кантемир возлагал все свои надежды на монархическую власть и очень мало рассчитывал на самостоятельный почин духовенства и дворянства, в настроении которых он усматривал явное нерасположение или даже ненависть к просвещению.
После смерти Петра I реакция пыталась помешать движению России по пути прогресса и просвещения. Желая активно вступиться за дело Петра, Кантемир примыкает к созданной Феофаном Прокоповичем «ученой дружины». Вместе со сподвижниками Петра он вступает против «затейки верховников», стремящихся в своих интересах ограничить власть императрицы Анны Иоанновны. В этой борьбе победу одержало новое дворянство, но сам Кантемир никаких личных наград не получил.
Приход к власти Анны Иоанновны вскоре разочаровал сторонников петровских преобразований. Дело Петра продвигалось медленно. В стране царил режим бироновщины. В придворных кругах подозрительно относились к Кантемиру. Ему было отказано в возможности получить в 1731 г. пост президента Академии наук, хотя трудно было сыскать более подходящую кандидатуру, именно литературная деятельность Кантемира-сатирика пришлась не ко двору. Кантемир не раз писал о трудности избранного им пути:
«А лучше век не писать, чем писать сатиру,
Что приводит в ненависть меня всему миру».
Враги Кантемира решили избавиться от смелого сатирика и предложили императрице «наградить» его, отправив резидентом посольства в Лондон. 22 летний возраст Кантемира, в котором он отправился в Лондон, смущал императрицу, вызывая у нее сомнение в способности нового посла решать международные вопросы, а они на то время были нелегкими. Англия, потеснив Францию, стала самой мощной державой в мире, в то время как престиж нашей страны резко упал, а антирусская политика европейских стран отличалась особой активностью. При таком раскладе чрезвычайно важно было установить дружеские отношения с туманным Альбионом, но для этого требовался опытный дипломат, а не молодой человек, увлеченный науками. На кандидатуре Кантемира настоял фаворит императрицы граф Э.И. Бирон, решительно заявивший, что он знает князя и отвечает за его способности. И назначение состоялось: 1 января 1732 года Антиох Дмитриевич покинул Петербург.
В Лондоне Кантемир был принят с отличием, как ученый человек и глубокий политик. За удовлетворительное окончание возложенного на него поручения он был облечен значением чрезвычайного посланника и полномочного министра.
Особенно сложным испытаниям дипломат подвергся в 1733 г., когда умер польский король Август во время борьбы за «польское наследство», Кантемир вел переговоры о союзе России и Великобритании против Франции, поддерживавшей кандидатуру Станислава Лещинского. Кантемир добивался от английского правительства отправки эскадры к Данцигу, чтобы парализовать действия французского флота, убеждал англичан в готовности русской эскадры выступить из Кронштадта. Английское правительство не спешило с ответом, но в невмешательстве Великобритании после взятия русскими войсками Данцига и избрании королем Августа III, поддерживаемого Россией, была значительная заслуга Кантемира.
Одновременно Кантемир выполнял в Лондоне поручения Санкт-Петербургской Академии наук (покупка книг, математических и астрономических приборов, привлечение к работе в академии европейских ученых и др.) и частных лиц. По требованию русского правительства Кантемир провел расследование о появлении в 1735 в Лондоне оскорбительных для России «московских писем» итальянца Локателли, ранее выдворенного из России. Добился Кантемир и признания в 1737 г. Англией права на герцогство в Курляндии Э.И. Бирона (т. е. укрепление там власти России выглядело как добровольный акт, а не результат военного захвата).
27 августа 1738 года Антиох Дмитриевич откланялся Георгу II и 7 сентября прибыл в Париж. Шесть лет в Англии стали хорошей дипломатической школой для Кантемира. Покидая эту страну, дипломат подробно охарактеризовал императрице государственных деятелей Лондона и расстановку сил в нем. Антиох Дмитриевич с грустью покидал туманный Альбион. Он поражал его свободой нравов, блеском цивилизации и тем почетом, каким пользовались там ученые и писатели.
Во Франции ему снова пришлось налаживать связи двух стран, интересы которых не совпадали. Несмотря на все сложности, деятельность Антиоха Дмитриевича была исключительно эффективной. Тонкий ум дипломата, превосходная осведомленность в вопросах международной политики и хорошее знание особенностей французской жизни всячески укрепляли престиж России. Современники считали, что успех этого русского посла в Лондоне и Париже заключался в его высоких нравственных качествах, позволивших ему вносить больше искренности и честности в дипломатическое дело, чем это было принято.
В Париже, до самой смерти, Кантемир вел жизнь уединенную, знаясь только с людьми учеными и литераторами. С особенным рвением занимался он алгеброю и даже сочинил на русском языке «Руководство к алгебре», которое так и осталось в рукописном варианте. Наконец, он написал и религиозно-философское рассуждение, под заглавием: «Письма о природе и человеке», проникнутое глубоким религиозным чувством.
Личность одного из первых русских просветителей, безусловно, многогранна. В Кантемире великий мастер слова встретился с прозорливым ученым и искусным дипломатом, а оригинальный мыслитель и блестящий литератор с неутомимым искателем истины. Его мировоззрение было динамичным, свободным от застывшего догматизма. Он внес огромный вклад в развитие русской литературы, и без него просто немыслимо русское просвещение. Не случайно, любая книга по истории русской культуры и литературы XVIII века, начинается с его имени.
Его деятельность, если ее оценивать не поверхностно и фрагментарно, а основательно и серьезно, представляется настолько обширной и необъятной, что в рамках научного исследования ее просто-напросто невозможно оценить адекватно.
Антиох Дмитриевич Кантемир был не только родоначальником нашего классицизма, но и основоположником наиболее жизненного в нем реально-сатирического направления, ставшего, по слову Белинского, «со времен Кантемира… живою струею всей русской литературы».
Любовь Кантемира к науке имела утилитарный характер, в петровском духе: он дорожил и самой наукой, и своей литературной деятельностью лишь настолько, насколько они могли приблизить Россию к благополучию, а русский народ к – счастью. Иными словами, он строго сознавал себя поэтом-гражданином, вся деятельность которого направлялась патриотическим стремлением быть полезным своему народу. Этим, главным образом, определяется значение Кантемира как общественного деятеля и писателя-просветителя.
Научно-популяризаторская деятельность Кантемира явилась замечательным выражением его ярко-выраженного просветительства. Благодаря переводам, а также обильнейшим примечаниям к ним, в русский язык были привнесены такие важные новые слова как «материя», «гражданин», «идея» и др.
На дипломатическом поприще, представляя интересы России в Европе, Кантемир проявил себя дальновидным и инициативным, оказав и деятельностью своей, и личностью немалые услуги России. Дипломатическая проницательность, сочетавшаяся с прямодушием, благородство облика и глубина натуры – все это вкупе позволили ему достичь блестящих результатов.
Деятельность Антиоха Кантемира, равно как и значимость его личности для русской культуры еще не до конца изучена, и нам – настоящему и будущему поколению еще только предстоит оценить его непомерные заслуги перед Россией.