В 1931 году началось строительство первой в Шумерле школы. До этого некоторые классы были размещены в частных домах (дом Шараськина на Базарной площади, дом Карягиных по улице Щербакова) или в помещениях, принадлежавших разным организациям.1 сентября 1932 года была открыта фабрично-заводская школа-семилетка, ставшая через год средней школой № 2. Прошло 75 лет, и сегодня школа № 2 - это современное учебное заведение, расположенное в районе старой застройки.
Каковы результаты школы в юбилейном году?
21 век - век информационных технологий. Дети должны и уже сейчас имеют возможность использовать компьютер для обучения и получения информации. С 2006 года в рамках национального проекта в школе был обеспечен бесплатный доступ к сети Интернет и получено оборудование в кабинет биологии, обновляется мебель в учебных кабинетах.
Педагогический коллектив школы в настоящее время можно охарактеризовать как коллектив профессионалов, готовых к обновлению содержания и качества образования в соответствии с основными положениями модернизации российского образования, владеющих методами современного обучения, вовлекающих учащихся в познавательную и проектную деятельность, учебно-исследовательскую работу.
Участие учителей и учащихся в конкурсах НПО позволило учителю истории Т.А. Кутыревой получить грант в 100 тыс.руб., а Лизе Жданович (10 Б) - быть стипендиатом Президента РФ, Наташе Быковой (9 Б) и Марии Романовой (11 А) - стипендиатами Президента Чувашии.
С 14 марта 2007 года в школе стартовал проект "Приглашаю на урок (классный час)". Цель проекта - познакомить родителей обучающихся, общественность города с работой педагогов школы №2. До конца учебного года было дано 16 открытых уроков и 6 внеклассных мероприятий, получивших высокие оценки гостей, родителей, педагогов-ветеранов, коллег-учителей из других школ и представителей общественности города.
В ходе расширения эксперимента по введению ЕГЭ, модернизации системы образования ЧР совершенствуется система непрерывного образования и система переподготовки педагогических кадров: обновляются не только программы общеобразовательных дисциплин, но и вводятся курсы, раскрывающие основы дифференцированного и индивидуального обучения и др. Эти нововведения направлены на развитие профессиональных умений и мастерства учителей.
Ежегодно педагоги повышают свою квалификацию через курсовую подготовку в РИО и аттестацию. Показатель высокой результативности и качества работы педагогов - наличие категории у учителя: высшую имеют 35 %, первую - 40%, вторую - 11%. Многие учителя ежегодно награждаются Почетными грамотами отдела образования, Министерства образования и молодежной политики ЧР и РФ, имеют звания: "Заслуженный учитель ЧР" (Л.Р. Кочеткова , Т.А. Кутырева ), "Почетный работник общего образования РФ" (Л.В. Осипова, Т.А. Кутырева, М.С. Логинова, Н.Н.Лимонова, В.А.Соколов).
В школе сегодня обучаются 459 человек. Все они получают образование в соответствии с общим базисным планом, в который включено преподавание информатики и иностранного языка с начальной школы. Кроме того, школа обеспечивает углубленную подготовку обучающихся по предметам естественно-научного и технического профилей, в старших профильных классах введены различные элективные курсы.
Администрация школы и весь педколлектив отдает себе отчет в том, что сегодня очень важно уметь грамотно принимать управленческие решения в условиях достижения нового качества образования. У нас сложился алгоритм действий, который дает свои результаты. Качество обученности по предметам, т.е. количество закончивших в 2006-2007 учебном году на "4"и "5", в школе составило 73%. По результатам городских предметных олимпиад в этом году школа имеет 47 призовых мест.
Вот уже второй год школа принимает участие в IV республиканской дистанционной олимпиаде по русскому языку, биологии, физике и математике. Дистанционная форма олимпиады позволяет существенно расширить круг участников за счёт доступа школьников к сети Интернет, выравнивает шансы на победу школьников независимо от места его проживания и обучения. Результаты олимпиад хорошие, а лучший - 1-е место по биологии в Чувашии, которое заняла ученица 10 А класса Людмила Мушлайкина.
В 2006-2007 учебном году окончили школу с золотой медалью В. Атяшева, К. Гуськова, М. Романова, М. Сокова, А. Соменков, с серебряной медалью - М. Калеганов, Е. Скороходова. Все они сегодня - студенты престижных вузов Москвы, Казани, Чебоксар. Общий итог выпуска (44 выпускника): в вузах учатся - 82%, в техникумах - 16 %, один выпускник работает. Закончили 9 классов на "отлично" и получили аттестаты особого образца Н. Быкова, Ю. Васильева, С. Горбылёва, К. Кириллина, Н. Полякова, А. Тихонов, А. Матюшкина,А. Петрова, А. Ямброськина.
Большое значение в нашей школе уделяется и воспитательной работе. Наиболее успешно в соответствии с кадровыми и материально-техническими условиями учреждения реализуются физкультурно-спортивное, художественно-эстетическое направления, военно- патриотическое воспитание, работа по профилактике правонарушений. Среди подростков в школе действует военно-патриотический клуб "Трон" и ДОО "Менестрели", основным направлением работы которого является театральная деятельность.
Для достижения высоких результатов в обучении и воспитании детей в школе значительное внимание уделяется вопросам создания условий для сохранения здоровья и безопасности обучающихся. На это направлен целый комплекс мероприятий: профилактические действия, предпринимаемые медицинскими работниками; уроки физической культуры(3 часа в неделю); активные занятия массовыми видами спорта (волейбол, баскетбол, теннис, каратэ, бокс).
Администрация школы и педагогический коллектив не останавливаются на достигнутом. Мы всегда в поиске и стремимся к новым вершинам и ставим новые цели и задачи:
— разработать, принять программу развития "Интенсификация и качество", рассчитанную на период с 2007 по 2010 годы, и приступить к осуществлению;
— обеспечить высокий уровень культуры поведения учащихся, исключающий детскую агрессию и неадекватное поведение;
— выработать модели предпрофильного и профильного обучения в соответствии с образовательными потребностями учащихся школы;
— активизировать работу по совершенствованию учебно-методических комплексов (предметных кабинетов);
— продолжить разработку механизмов контроля за качеством обучения на всех ступенях образования;
— совершенствовать формы работы, обеспечивающие деятельность школы в условиях финансово-хозяйственной самостоятельности.
С 1 сентября наша школа объединяет свои силы с силами школы № 7. И будем верить, что не далек тот год, когда мы станем лучшими из лучших!
Л. Осипова, директор школы №2.