За суммарные семьдесят лет существования завода дубильных экстрактов и химзавода сменилось двенадцать директоров. Николай Акимович Мельник в их числе был седьмым; на его долю выпали шестидесятые-семидесятые годы. Он работал без малого двадцать лет и, судя по всему, плодотворнее предшественников и последующих руководителей. Под его началом коллектив завода расширил ассортимент выпускаемой продукции и добился использования ценного дубового сырья на сто процентов. В те годы фамилия директора химзавода была на слуху наравне с фамилиями видных руководителей других наших более крупных градообразующих предприятий. Он был вполне заслуженно, не по разнарядке, награжден орденом «Знак Почета», орденом Трудового Красного Знамени, бронзовой и серебряной медалями знаменитой в то время ВДНХ СССР, партийно-советскими и ведомственными почетными грамотами.
Пять лет назад, собирая материал для статьи о бывшем химзаводе (опубликована в газете «Вперед» от 26.08.2011 г.), в беседах с некоторыми ветеранами завода я попутно интересовался личностью директора Мельника. Уже тогда хотел написать обо всем сделанном под его руководством, но маловато знал, а из его биографии – вообще ничего. В былые годы я встречался с ним всего раз. Разговаривали недолго и только о ремонте завода. Вел он себя не по-директорски просто, что мне, конечно, нравилось. Запомнился его облик: высокий, подтянутый, светловолосый…
Как известно, на всех даже солнце не угодит, поэтому, встречаясь поочередно с ветеранами, готов был услышать противоречивые мнения о Мельнике. Однако собеседники обоих полов отзывались о нем только уважительно, отмечали его знание производства, хозяйское отношение к заводу, инициативность и организаторские способности, заботу об условиях труда и быта работающих, доступность и простоту в общении. Ветеран Алексей Михайлович Миронов, проработавший на заводе с середины войны до ухода на пенсию, кратко, по-рабочему просто сказал:
– За время моей работы сменилось восемь директоров. Особенно запомнился Мельник. Он расшевелил всех, объединил и вытащил завод из отсталости и грязи. И директор был хороший, и человек был хороший.
Подробнее рассказала о работе Николая Акимовича бывший инженер планового отдела Валентина Алексеевна Богачева. Она приехала на завод в 1954 году по направлению и проработала около сорока лет. Валентина Алексеевна не только рассказала о Мельнике, но и старательно, вместе с краткой историей завода, написала о его делах. (Воспоминания этой обаятельной женщины будем читать ниже).
Кроме производственных дел, меня интересовала биография Мельника, в частности: что у него за плечами, как он попал в Шумерлю, причем – сразу на директорский пост? Помог его сын, Виктор Николаевич, ныне известный врач.
Николай Акимович Мельник родился 20 февраля 1929 года в г. Мизоче Ровенской области. С детства был любознательным, многим интересовался и много читал. Пережил немецко-фашистскую оккупацию, во время которой потерял год учебы, но школу потом окончил с прекрасными оценками. Далее учился во Львовском лесотехническом институте, где получил диплом с отличием. Перспективному, высокообразованному выпускнику предлагали работу в том же институте, но он взял направление в Чувашию.
Вначале был поселок городского типа Ибреси, куда молодого специалиста определило руководство треста Чувашлесдревпром. Два года работал в Ибресинском леспромхозе мастером лесоучастка, где проявил себя с наилучшей стороны. Его трудолюбие и способности заметили и назначили главным инженером леспромхоза. Николай Акимович и на этой должности ни в чем не опростоволосился. На него возложили еще и руководство практикой студентов из Белоруссии и Марийской республики. Общаясь с практикантами, он обратил внимание на одаренную умом, красивую студентку по имени Галя, которая училась на инженерно-экономическом факультете Йошкар-Олинского института; да и темноглазая красавица Галя была не прочь поближе познакомиться с эрудированным руководителем славянской внешности. Они полюбили друг друга. Галина Степановна на всю трудовую жизнь стала Николаю Акимовичу незаменимой помощницей по экономическим вопросам.
Потом был Алатырский лесокомбинат. Туда Мельника перевели на должность главного инженера, но вскоре предприятие разделилось на два: лесокомбинат и деревообрабатывающий комбинат. Руководить вторым доверили Мельнику. Молодой директор кипел энергией, ему не терпелось к лесопилению добавить еще какое-нибудь производство. Посоветовавшись с женой, решил заняться выпуском дефицитной в то время мебели. Галина Степановна с главным технологом ДОКа сделали необходимые расчеты, и Николай Акимович приступил к осуществлению задуманного. Многие из городских и областных руководителей наверняка были удивлены быстрым освоением на деревообрабатывающем комбинате выпуска мебели. Сначала выпускали простую, потом внедрили полирование, а затем научились делать и мягкую мебель.
В Алатыре супруги прижились. Приехали с двухлетней дочкой Оксаной, в городе родился сын Витя. Жизнь, казалось, вошла в ровную колею. Но вскоре главе семьи опять пришел перевод – на должность директора Шумерлинского завода дубильных экстрактов «Большевик». Николаю Акимовичу было 32 года.
Завод он принял в середине 1961 года с убытком в один миллион рублей. (Многие знают, что в то время это были очень большие деньги). Предприятие нуждалось в дубовом сырье и топливе. Надо было нормализовать работу нового, фурфурольного цеха, который был официально пущен, но с выпуском продукции дело не ладилось. Этим цехом Николай Акимович и занялся в первую очередь. Сутками пропадал на заводе. Оказалось, не хватает технологического пара. Построили мазутохранилище, перевели котлы с угольного топлива на мазут, в результате чего получили пар необходимых параметров. И фурфурольный заработал.
А теперь читаем воспоминания Валентины Алексеевны Богачевой:
«Николай Акимович был очень целеустремленный и ответственный человек. При нем были решены многие производственные вопросы. Например, полностью механизировали разгрузку дуба из барж и вагонов, построили мощный древесно-сырьевой цех с пневмотранспортом, из которого измельченное сырье подавалось непосредственно в диффузоры. Эти мероприятия позволили демонтировать старые маломощные рубилки, внутризаводскую железнодорожную ветку, избавиться от тракторов по подаче сырья. Высвободились 182 человека, их трудоустроили в новые цеха, где выпускались фурфурол, уксусно-кальциевый порошок, активированный уголь и топливные брикеты. Если раньше территория завода была неприглядной, грязной, то при Мельнике она стала неузнаваемой. По его инициативе ее благоустройством занялись итээровцы и служащие. Они посадили на территории деревья, а дороги и дорожки окаймили жасмином, боярышником и другим кустарником. Была построена теплица площадью 250 квадратных метров, в которой выращивались лук, огурцы, помидоры, и был разбит фруктовый сад. Большое внимание директор уделял жилищно-бытовым условиям заводчан, старался улучшить их. В первые же годы его работы два многоквартирных кирпичных дома по улице Урукова были капитально отремонтированы, в них установили сантехнику, оборудовали водяное отопление. На одном доме, кстати, был надстроен третий этаж. Когда завод окреп, возводились и заселялись новые многоквартирные дома. При Николае Акимовиче был расширен до 120-ти мест детсад и построены детясли на 120 мест…»
Лаконичное мнение о директоре Мельнике высказала много лет работающая в третьей школе, известная в городе Людмила Ильинична Лермонтова.
– Химзавод шефствовал над нашей школой, – сказала она. – Я тогда работала завучем, а директором была Анастасия Афанасьевна Хромина. Хорошо помню, Мельник никогда и ни в чем ей не отказывал. Школа отапливалась за счет завода, ежегодно и хорошо ремонтировалась его специалистами. Уверена, нашему учебному заведению уделялось бы еще больше внимания, но химзавод был не такой богатый, как, скажем, комбинат…
Химзавода уже давно нет. Все, что было сделано на заводе при директоре Мельнике, разрушено, растащено, сожжено и затоптано. Но в городе после него остались два добротных здания, в которых раньше хозяевами были дети, а теперь – медики и охранники. И, что самое ценное и необходимое, остались жилые многоквартирные дома.
В год 100-летия нашего города вспомним незаурядного директора с простой украинской фамилией. Вспомним и почтим его память. Николай Акимович Мельник умер пятнадцать лет назад, 25 февраля 2001 года, в г. Запорожье.
М. Демидов.