В январе 2006 года стартовал приоритетный национальный проект "Образование". Реализация национального проекта «Образование» является приоритетным направлением деятельности в обеспечении доступности качественного образования. Для успешной реализации проекта созданы организационно-правовые условия, учебно-материальная база школ, сформирован квалифицированный кадровый состав, способный обеспечить инновационное развитие образования, разработан план мероприятий. В целях стимулирования образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы разработано и утверждено Положение о порядке присуждения ежегодного гранта Главы администрации города Шумерля, определен порядок экспертизы предоставляемых документов.
В целях поддержки инновационных образовательных учреждений, поощрение лучших учителей, а также привлечение инвестиций в сферу образования состоялся фестиваль инновационных образовательных программ и проектов «Инновация – путь к обновлению образования». На фестивале приняли участие школы № 1, 3, 6, гимназии № 8. Всего от города Шумерля были представлены 19 проектов Фестиваль проходил в два тура: очный и заочный. Во второй тур прошли четыре проекта: в номинации «Инновации в обучении» проект «Создание обучающего анимационного фильма по географии» (Гладкова О. Е., школа № 3), в номинации «Инновации в воспитании» проект «Создание школьного пресс-центра» (Гладкова О. Е., школа № 3), в номинации «Инновации в управлении» проекты «Эффективные организационно-экономические механизмы в управлении гимназией в условиях самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности» (Долгова Л. В., Караганова Т. А., гимназия № 8) и «Социально-педагогический комплекс «Школа + микрорайон» (Ризова Л.И., Сазонова С.И., Волкова Н.А, школа № 6. После защиты проектов были названы победители и призеры фестиваля. Ими стали: в номинации "Инновации в обучении" первое место присуждено проекту «Создание обучающего анимационного фильма по географии», его автор Гладкова О.Е., ( школа № 3), в номинации "Инновации в управлении" первое место занял проект «Эффективные организационно-экономические механизмы в управлении гимназией в условиях самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности», авторы Долгова Л.В., Караганова Т.А. (гимназия № 8), третье место «Социально-педагогический комплекс «Школа + микрорайон», авторы Ризова Л.И., Сазонова С.И., Волкова Н.А. (школа № 6).
Победители и призеры республиканского фестиваля инновационных образовательных программ и проектов «Инновация – путь к обновлению образования» выиграли гранд в виде сертификата на право использования денежных средств Фонда «Чувашия» на обучение педагогов в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования в городе Москва.
В дистанционном конкурсе «Педагогические инновации» принимали участие педагоги гимназии № 8 Кошелева С. И. и Шурыгина З. В. с работой «Преподавание иностранных языков», Матюнина Л. В. в номинации «Спорт в школе и здоровье детей» и школы № 3 Гладкова О. Е. в номинации «Преподавание информатики». Диплом за I место получила психолог гимназии № 8 Матюнина Л. В. за проект «Образовательная интегрированная программа по физической культуре и психологии». Дипломом II степени награжден авторский коллектив педагогов гимназии № 8: Шурыгина З.В., Кошелева С.И., Леванова Л. А. за проект «Лингвистические аспекты художественного перевода».
В рамках реализации национального проекта направления «Формирование механизмов стимулирования по активизации использования информационных технологий в системе образования» в целях активизации творческого потенциала учащихся и преподавателей, обмена опытом использования компьютерных технологий в образовательном процессе, популяризации компьютерных технологий среди учащейся молодежи, развитию творчества учащихся и педагогов в прикладном применении компьютера с января по апрель 2006 года прошел фестиваль компьютерного творчества педагогов и учащихся «Форт Диалог User – 2006г.».
В рамках фестиваля было проведено 6 конкурсов, в которых принимали участие школы, учреждения начального профессионального образования, Дом детского творчества. МОУ «СОШ №3», МОУ «Гимназия №8» приняли участие во всех конкурсах . МОУ «СОШ №6» приняла участие в 5 конкурсах, школы № 1,2,7 приняли участие в четырех конкурсах.
Среди учреждений начального профессионального образования большую активность проявило училище № 10. Профессиональное училище № 6 приняло участие в двух конкурсах.
В рамках фестиваля созданы сайты санаторной школы-интернат, детского дома «Елочка». Создан сайт учителя технологий и ИЗО школы № 3 Таратина А.М.. С сайтами можно ознакомиться по адресу: http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./5011/11504/49650/164589
По итогам республиканского конкурса «Лучший сайт образовательного учреждения 2006 года» в номинации «Учреждения начального (среднего) профессионального образования» II место занял сайт профессионального училища №10.
В конкурсе студий компьютерной графики и анимации «Цифровой ветер» в номинации «Статичная графика (младшая возрастная группа) II место занял Чунаев Владимир (МОУ «СОШ №2»). В номинации «Анимационная графика (младшая возрастная группа)»
I место – Чунаев Владимир (МОУ «СОШ №2»)
III место – команда МОУ «СОШ №7» в составе Митина Александра, Чимровой Анны, Гаршина Александра.
В дистанционном конкурсе «Инфрознайка» I место занял Махаев Дмитрий, МОУ «СОШ №7».
В конкурсе «Лучший урок с применением ИКТ» в номинации «Учреждения начального профессионального образования» I место занял Бакаев А. Ю., преподаватель профессионального училища № 6, III место – Шакирова А. Р., преподаватель профессионального училища № 10.
Участие в международном фестивале некоммерческих Интернет-проектов повышает уровень профессионального мастерства педагогов. На фестиваль были отосланы два проекта: «Сайт школьного научного общества «От ростка к плодам знаний» (школа № 3) и сайт профессионального училища № 10.
На семинар-совещании руководителей школ, профессиональных училищ, дополнительного образования по теме: «Создание условий для эффективного развития школы в ходе осуществления модернизации образования» увидели, что в Шумерлинской санаторной школе-интернат созданы все условия для эффективного развития школы в ходе осуществления модернизации образования, что школа дает качественно новое образование, которое дает новый результат, новое системное и целостное образование.
Как сделать, чтобы ученики не шли, а бежали на уроки? Как сделать работу учителя более плодотворной? На эти и многие другие вопросы ищут ответы учителя, обучающиеся работе на компьютере в городском центре дистанционного обучения, расположенного на базе школы № 3 города Шумерля. Учитель, обученный работе с компьютером, сможет планировать свою деятельность с учетом использования электронных образовательных ресурсов, искать в Интернете и отбирать нужную ему информацию, разрабатывать Web-документы и мультимедийные презентации, готовить и проводить Интернет-уроки. На базе городского центра дистанционного обучения прошли обучение учителя школы № 1, 3. Сейчас проходят обучение учителя школы № 6.
Одна из актуальных задач современного образования – это организация профильной школы. Реальная ориентация на потребности, способности, профессиональные предпочтения школьников меняет привычный уклад жизни старшей ступени школы: классы становятся меньше, вместо параллелей образуются профессиональные потоки. Возникают много вопросов по организации профильного обучения в условиях малого города. Получить часть ответов на вопросы по организации профильного обучения помог республиканский позиционно-аналитический семинар директоров и заместителей директоров школ западного и центрального образовательных округов на базе гимназии № 8. На повестке дня были вопросы организации профильного обучения старшеклассников в условиях малого города, ознакомление с опытом организации профильного обучения в гимназии №8.
В последние годы становится доброй традицией, что выпускники школ, «оперившись и встав на ноги», помогают родному учебному заведению. Яркий интересный пример шефства над родной школой, по иному это и не назовешь, есть в Шумерле. Здесь бывший выпускник Алексей Александрович Миронов помог родному учебному заведению реализовать школьный проект «Информатизация школьного образовательного пространства». Сегодня в гимназии № 8 работает беспроводная локальная сеть: учителя и ученики могут выйти в Интернет из любого класса на любом уроке. Достоинства беспроводной локальной сети высоко оценили и руководители образовательных учреждений республики.
Впереди нас ждет достаточно серьезная и кропотливая работа. Успех национального проекта зависит в первую очередь от того, насколько все участники заинтересованы в конечном результате.