В сентябре 2005 года нашему городу исполняется 89 лет Сейчас уже не осталось в живых первых строителей города, но листая подшивки газет почти полувековой давности , можно найти воспоминания сторожил города о начале строительства тогда еще станции Шумерля.
Вот воспоминания Василия Савельева :«… На строительство мы пришли артелью. Собралось нас мужиков 50 и все из одной деревни. В то время газета «Нижегородская коммуна» призвала жителей Засурья строить у станции Шумерля завод «Дубитель» Прямо на строительной площадке нас принял руководитель стройки, он же главный инженер Афанасий Николаевич Николенко. На другой день три артели которыми руководили Петр Бабанин, Александр Катин и я , тронулись в путь и в дремучем лесу раздалось многоголосое «жик - жик». Первым построенным домом был двухэтажный. Он и теперь первый по нумерации Дома росли как грибы. Каждый понимал важность строительства и вкладывал всю силу и умение. Помню, строили помещение для бани, ходили на объект таежными тропами. А однажды, кажется первый заметил Латышев, нам дорогу загородил медведь. Встал и ни с места. Этим случает я хочу лишний раз подчеркнуть то, что там , где теперь расположен наш город, был непроходимый лес с топями и болотами. И часто охотиться приходилось прямо из окна. Так началось строительство жилого района.»
Дома в поселке располагались на одной единственной улице – Вокзальной. Она тянулась вдоль железной дороги от того самого места где сейчас расположен ОАО «Завод специализированных автомобилей», до территории занятой хлебоприемным предприятием.
В первое время в поселке не было школ.. Старожилы вспоминают, что занимались они в землянке , расположенной близ железнодорожного полотна, напротив нынешнего комбината автофургонов. Занималась с ними частная учительница – жена дорожного мастера.
В 1928 году от движка артели «Труженик» зажглись в поселке первые электрические лампочки.
А вот воспоминания Александра Митрофановича Тополева: « … 1929 –й год. Мы , курсанты чебоксарской школы ФЗУ, едем на экскурсию в незнакомый поселок Шумерлю, где строится мебельный комбинат. А дорога длинная, на целых три дня: сначала плывем на пароходе до Козловки, затем - пешком до железнодорожной станции Тюрлема, а уже потом поездом – до места назначения. Что представить сложность нашего путешествия, поясню: в то время железной дороги Чебоксары – Канаш не существовало, не было шоссе, а из транспорта во всей Чувашии- три автомашины, шесть тракторов и один автобус.
Высыпали из вагона, глядим: кругом лесная глухомань, жмутся к станции подслеповатые бараки путейцев, строителей, лесозаготовителей. Глубинка, да и только. Жить негде, разместились прямо в цехе. Там где сейчас находятся цеха комбината , «зеленый» базар, были озера, болота, и со всех сторон – дремучий лес. Мы верили, мы знали :город будет! Сегодняшняя Шумерля – олицетворение нашей веры, нашей мечты.».
В тридцатые годы в городе не было благоустроенных дорог, ни тротуаров,, ни уличного освещения. По – настоящему проезжим считался только тракт на Ядрин, остальные же дороги ,особенно в весеннюю распутицу и осеннюю слякоть, были труднопроходимыми. Вопросы благоустройства стояли очень остро, и их нужно было срочно решать. Исполком обратился к жителям с призывом: «Благоустроим Шумерлю!». На этот призыв откликнулись все жители: были вырыты канавы для отвода грунтовых вод, замощены деревянными шашками центральные улицы – Мира, МОПРа, Заводской проезд, появились деревянные тротуары. С помощью жильцов проводилась корчевка пней около жилых домов.
7 ноября 1937 года газета «Социалистический труд» , подчеркивая достижения города напечатала очерк «Новый город» Вот несколько выдержек из этого материала:
«… В 1927 году в Шумерле было всего одно предприятие, в котором работало около тридцати рабочих. Теперь в городе 34 магазина. Дошкольники ходят в детские сады и ясли. Всего их три. Вскоре вступит в строй еще один детский сад. Намечено строительство родильного дома».
Одновременно с расширением промышленного строительства росла и численность населения. Если , например, на 1 января 1927 года в Шумерле было всего 405 жителей, то на 1 января 1930 года – уже 2309 человек.
Довоенный период развития города – это время напряженного труда всех жителей.
«Все для фронта! Все для победы над врагом! » - под этим девизом трудились, как и весь народ, шумерлинцы в годы Великой Отечественной войны . Тысячи из них ушли на фронт , чтобы с оружием в руках защищать свою Родину. На смену мужчинам ,ушедшим на фронт, встали к станкам их жены , сестры и дети.
В послевоенные годы город получил дальнейшее развитие. Расширились , обновились старые промышленные предприятия, появились новые.
Удивительный город Шумерля! Он меняется не по дням , а по часам.