Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Город начинался так….

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://gshum.cap.ru/

           В сентябре 2005 года нашему городу исполняется  89 лет  Сейчас уже не осталось в живых первых строителей города, но  листая  подшивки газет   почти полувековой  давности , можно найти воспоминания сторожил города  о начале строительства  тогда еще станции  Шумерля.

            Вот воспоминания Василия   Савельева :«… На строительство мы пришли артелью. Собралось нас мужиков 50 и все из одной деревни. В то время газета «Нижегородская коммуна» призвала жителей Засурья строить у станции Шумерля завод «Дубитель» Прямо на строительной площадке нас принял руководитель стройки, он же главный инженер Афанасий Николаевич  Николенко. На другой день три артели которыми руководили  Петр Бабанин, Александр Катин и я , тронулись  в путь и в  дремучем лесу   раздалось многоголосое «жик - жик». Первым построенным домом был двухэтажный. Он и теперь первый по нумерации  Дома росли как грибы. Каждый понимал важность строительства и вкладывал всю силу и умение. Помню, строили помещение для бани, ходили на объект таежными тропами. А однажды, кажется первый заметил Латышев, нам дорогу загородил медведь. Встал и ни с места. Этим случает я  хочу лишний раз подчеркнуть то, что там , где теперь расположен наш город, был непроходимый лес с топями и болотами. И часто охотиться приходилось прямо из окна. Так началось строительство жилого района.»

       Дома в поселке располагались на одной единственной  улице – Вокзальной. Она тянулась вдоль железной дороги от того самого места где сейчас расположен  ОАО «Завод специализированных автомобилей», до территории занятой хлебоприемным предприятием.

         В первое время в поселке не было школ.. Старожилы вспоминают, что занимались они в землянке , расположенной  близ железнодорожного полотна, напротив нынешнего  комбината автофургонов. Занималась с ними  частная учительница – жена  дорожного мастера.

В 1928 году от движка артели «Труженик» зажглись в поселке первые электрические лампочки.

        А вот воспоминания   Александра Митрофановича Тополева: « … 1929 –й год. Мы , курсанты чебоксарской школы ФЗУ, едем на экскурсию в незнакомый поселок  Шумерлю, где строится мебельный комбинат. А дорога длинная, на целых три дня: сначала плывем на пароходе до Козловки, затем - пешком до  железнодорожной станции Тюрлема, а уже потом поездом – до места назначения. Что представить сложность нашего путешествия, поясню:  в то время железной дороги  Чебоксары – Канаш  не существовало, не было шоссе, а из транспорта во всей Чувашии- три автомашины, шесть тракторов и один автобус.

       Высыпали из вагона, глядим: кругом лесная глухомань, жмутся к станции подслеповатые бараки  путейцев, строителей, лесозаготовителей. Глубинка, да и только. Жить негде, разместились прямо в цехе.   Там где сейчас находятся цеха комбината , «зеленый» базар, были озера, болота, и со всех сторон – дремучий лес. Мы верили, мы знали :город будет! Сегодняшняя Шумерля – олицетворение нашей веры, нашей мечты.».

       В тридцатые годы в городе не было благоустроенных  дорог, ни тротуаров,, ни уличного освещения. По – настоящему проезжим считался только тракт   на Ядрин, остальные же дороги ,особенно в весеннюю распутицу и осеннюю слякоть, были труднопроходимыми. Вопросы благоустройства стояли очень остро, и их нужно было срочно решать. Исполком обратился к жителям с призывом: «Благоустроим Шумерлю!». На этот призыв откликнулись   все жители: были вырыты канавы для отвода грунтовых вод, замощены деревянными шашками центральные улицы – Мира, МОПРа, Заводской проезд, появились деревянные тротуары. С помощью жильцов проводилась корчевка пней около жилых домов.

      7 ноября 1937 года газета «Социалистический труд» , подчеркивая достижения города  напечатала очерк «Новый город» Вот несколько выдержек из этого материала:

«… В 1927 году в Шумерле было всего одно предприятие, в котором работало около тридцати рабочих. Теперь  в городе 34 магазина. Дошкольники ходят в детские сады и ясли. Всего их три. Вскоре вступит в строй еще один детский сад. Намечено строительство родильного дома».

        Одновременно с расширением промышленного строительства  росла и численность населения. Если , например, на 1 января 1927 года  в Шумерле было всего 405 жителей, то на 1 января 1930 года – уже 2309 человек.

       Довоенный период развития города – это время напряженного труда всех жителей.

        «Все для фронта! Все для победы над врагом! » - под этим девизом трудились, как и весь народ, шумерлинцы в годы Великой Отечественной войны . Тысячи из них ушли на фронт , чтобы с оружием в руках защищать свою Родину. На смену мужчинам ,ушедшим на фронт, встали к станкам их жены , сестры и дети.

         В послевоенные годы город получил дальнейшее развитие. Расширились , обновились старые промышленные предприятия, появились новые.  

Удивительный город Шумерля! Он меняется не по дням , а по часам.

 

Яндекс.Метрика

 

 

Система управления контентом
429122, г.Шумерля, ул.Октябрьская, д.20
Телефон: 8(83536)2-34-45
Факс: 8(83536)2-34-45
E-Mail: gshum@cap.ru
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика