(Материалы газеты «Вперед» от 24 октября 2009 года)
Религия неотделима от общества
22 октября на круглом столе, в котором приняли участие заместитель министра образования С. Петрова, специалисты Чувашского республиканского института образования, органов управления образованием, учителя,обсуждалась тема введения нового учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательные учреждения республики.
В начале августа т.г. Президент России Д. Медведев подписал поручение о введении в школах одного из предметов по выбору: основ православной или исламской, или буддийской культур, основ мировых религиозных культур или светской этики. В Чувашии уже имеется трехлетний опыт преподавания основ православной культуры, реализации проектов «Диалог культур», «Путь к согласию» и подготовки соответствующих кадров, и поэтому было принято решение об участии в пилотном проекте по духовно-нравственному воспитанию школьников, начиная с апреля 2010 года.
Сейчас в республике идет подготовительная работа по введению в школах нового учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Министерством образования проведен ряд семинаров и организована консультация для руководителей муниципальных органов управления образованием и общеобразовательных учреждений по апробации нового курса. В школах прошли родительские собрания, где был организован опрос родителей по выбору нового предмета. По данным мониторинга, 31 % опрошенных для изучения выбрал основы православной культуры, около 2 % - основы исламской культуры, 43 % - основы мировых религиозных культур и 24 % - основы светской этики.
По итогам обсуждения апробации нового курса «Основы религиозных культур и светской этики» в школах выработана следующая модель: учебный материал данного курса вводится в 4-м классе (IV четверть) и в 5-м классе (I четверть) в количестве 2-х часов в неделю за счет часов, отведенных на изучение предметов «Родной язык», «Русский язык» и «Литературное чтение».
Для справки
С 2006/2007 учебного года по желанию родителей и учащихся в школах республики было организовано изучение курса «Основы православной культуры». В прошлом учебном году его изучали в 133-х школах 5,5 тысячи учащихся. Курс преподается как факультативный (1 час в неделю, 34 часа в год), поэтому оценивание знаний учащихся проводится в безотметочной форме. Основы православной культуры преподает 201 учитель. В республике создана ассоциация учителей основ православной культуры.
В этом учебном году изучение курса «Основы православной культуры» в школах республики продолжается.
Минобразования Чувашии.
О нательном кресте
Откуда появилась традиция ношения нательных крестов, доподлинно неизвестно. Можно предположить, что возникла она после того, как по рукам христиан разошлись многочисленные частицы Креста Господня, обретенного в 326 году в Иерусалиме святой царицей Еленой. Разумеется, счастливые обладатели этих чудотворных святынь всегда хотели иметь их при себе. Вскоре подобные кресты стали носить и те, у кого не было частицы Животворящего Древа, и иногда внутрь креста вкладывались какие-либо другие святыни, как правило, частицы святых мощей.
Нередко приходится слышать вопросы: «Какой нательный крест можно носить, а какой нельзя? Какой крест «правильный», а какой нет?». Конечно, если крестик приобретен в храме, вопросов не возникает. А возникают они обычно, если покупка совершается, например, в ювелирном магазине или в заграничной поездке. Может встретиться крест безо всяких надписей или изображений или, например, крестик с католическим распятием: на нём обе ноги Спасителя пригвождены к кресту одним гвоздем, а не двумя, как принято в православной традиции. Такое изображение распятия не соответствует исторической действительности, но справедливости ради надо отметить, что и на православных распятиях гвозди тоже недостоверно изображены вбитыми в ладони Спасителя, а не в предплечья возле запястий. Что тут скажешь? Крест любого вида достоин почитания. Но если что-то смущает, то лучше предпочесть наше традиционное, православное изображение.
Нательные кресты не прячут специально от посторонних взглядов, но и не носят напоказ. Случается, женщины надевают ещё один крест или кулон со священным изображением поверх одежды. Здесь нет ничего предосудительного, лишь бы было это уместно и выглядело достойно, а сама носительница такого изображения относилась бы к нему не как к простому украшению, а как к свидетельству своей веры.
Если потерялся крест, не нужно искать в этом мистическую подоплеку. Сразу же наденьте новый крест, а на ближайшей исповеди покайтесь в своем нерадении, приведшем к потере. Но раз кресты теряются, то кто-то их находит. И коль скоро довелось найти чей-то крестик, нельзя суеверно бояться, будто с ним на нашей шее окажется бремя забот и проблем его прежнего владельца. Найденный крест – просто святыня, как всякий другой. При невозможности отыскать хозяина лучше хранить крестик среди домашних икон, а если он нравится или вдруг потерялся свой, то безо всяких сомнений надеть самому.
Наконец, следует предостеречь от отношения к нательному кресту как к некоему амулету, помогающему независимо от степени нашей веры и нравственности. Если мы не будем прикладывать максимум усилий для борьбы со своими грехами, если жизнь Церкви так и не сделаем своей жизнью, то крест, который мы носим на себе, послужит нам не во благо, а только в большее осуждение.
Материал подготовлен ЦЛ «КЕЛИЯ» (источник: проповеди архидиакона Стефана Пучкова).
«В моей судьбе ты стала главной», родная школа первая моя
Так считают бывшие ученики школы № 1 выпуска 1991 года. В те годы, так уж повелось, лучшие из них поступали в медицинские и педагогические вузы, тем более что многие сами были из семей педагогов и медиков.
Елена Никитина, Марина Белякова и Константин Белов – одноклассники. Сразу же по окончанию школы поступили в ЧГУ на медицинский факультет и навсегда связали свои судьбы с медициной.
Е. Никитина, теперь уже Елена Терентьевна Савельева, выбрала специальность врача-стоматолога. Она живет в родном городе и работает в стоматологической поликлинике. За эти годы Елена стала одним из лучших стоматологов, пациенты, пролечившись у нее 1 раз, записываются снова к ней на прием, т.к. получают квалифицированную помощь при очень доброжелательном отношении к ним. Даже планируя свой отпуск, многие шумерлинцы, живущие в других городах, заранее записываются к ней на прием. Ее уважают коллеги по работе, помнят одноклассники и учителя.
К. Белов закончил факультет «лечебное дело». Еще в школе Константин отличался от других юношей: был трудолюбив, честен, корректен. Был душой классного коллектива, его совестью. Некоторое время он работал в Шумерлинской районной больнице, затем - в городской. А сейчас Константин живет и работает в городе Канаше, заведует поликлиникой одной из больниц. Он пользуется огромным авторитетом. И супруга Константина тоже врач. Они воспитывают двоих сыновей.
М. Белякова, как и ее мама, Мария Алексеевна, всю жизнь проработавшая в тубдиспансере, тоже решила стать медиком. И стала, да еще каким! Вначале она работала в Шумерле в инфекционной больнице. А теперь живет и работает в Москве. Марина – участковый врач 142-й поликлиники Северного округа. Имеет много поощрений, а в своем округе получила звание «Лучший терапевт года». Вместе с мужем Марина растит сына-спортсмена.
Все три наших выпускника имеют высшую квалификационную категорию, но нисколько не зазнаются, вспоминая с теплотой школу, учителей.
Р. Измайлова, ветеран педагогического труда.