(Материалы газеты «Вперед» от 21 февраля 2009 года)
Кризис затягивает пояса
По дороге в Шумерлинское ТПУ–филиала ГУП ЧР «Чувашавтодор» информгруппа в составе председателя Госкомитета ЧР по делам ГО и ЧС В.Н. Петькова, генерального директора ГУП ЧР «Чувашавтодор» В.М. Осипова, главы городской администрации А.А. Зименкова сделала две остановки – в Центре социального обслуживания и Водоканале.
На незапланированные встречи ушло не более получаса, однако и этого времени В.Н. Петькову было достаточно для того, чтобы отметить положительные моменты в организации работы по снижению возможных чрезвычайных ситуаций и указать на существующие недостатки.
- Где круглосуточный пост охраны? – этот вопрос прозвучал одним из первых, едва председатель Госкомитета ЧР по делам ГО и ЧС переступил порог Центра соцобслуживания.
Недавние трагические события в Доме ветеранов в Республике Коми являются горьким подтверждением того, что в обеспечении безопасной жизни пожилых людей необходим детальный подход. Отметив как положительный момент, организацию почасового обхода комнат ветеранов соцработниками с обязательной отметкой в специальном журнале, В.Н. Петьков настоятельно рекомендовал оборудовать круглосуточный телефонизированный пост охраны. Это значительно повысит оперативность реагирования в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Во время короткой проверки-инструктажа в Водоканале было указано на недостатки в части обеспечения предприятия первичными средствами пожаротушения.
Как и было запланировано, встреча с работниками Шумерлинского ТПУ-филиала «Чувашавтодор» состоялась в одиннадцать часов. Актуальность темы информационного дня была заметна с первых минут общения с дорожниками. Финансовый кризис, который так или иначе коснулся все сферы экономики и промышленности России, не обошел и дорожную отрасль. Как отметил В.М. Осипов, последние два-три года наблюдался заметный подъем в сфере дорожного строительства, руководство Чувашавтодора строило амбициозные планы на ближайшие годы, но коррективы внес кризис – в сегодняшних условиях приходится задумываться не о развитии предприятия, а о его выживании.
На 1 декабря 2008 года численность Чувашавтодора составляла 1844 человека, на 1 февраля 2009 года – 1710, в числе людей, попавших под сокращение, - временные работники и пенсионеры. С нынешним объемом работ, как сказал далее гендиректор, способны справиться 800-900 человек, однако вопрос о массовом сокращении не встает. В условиях нестабильной экономики руководство головного предприятия заняло несколько иную позицию – во что бы то ни стало сохранить профессиональный кадровый потенциал. Однако без «жертв», которые обещают вылиться в административные отпуска, сокращение рабочей недели, снижение зарплаты, в этом случае не обойтись.
Второе условие конкурентоспособности предприятия – сокращение издержек и улучшение качества ремонтно-строительных работ. Как сказал В.М. Осипов, необходимо перестраивать работу, выходить на качественно новый, инновационный уровень с использованием ресурсосберегающих технологий. Большая роль в плане обеспечения качества принадлежит и так называемому человеческому фактору, а именно – повышению уровня образования и профессиональных навыков работников.
Руководители шумерлинских предприятий, как было отмечено главой горадминистрации на примере ОАО «КАФ», полностью разделяют позицию Чувашавтодора – прикладывают все усилия к недопущению массовых сокращений, однако пояса до лучших времен придется затянуть потуже многим шумерлинцам.
Если невеселую жизнь в условиях финансового кризиса дорожники приняли с пониманием, то следующий вопрос информдня, касающийся тарифов на ЖКУ, послужил толчком к завязавшемуся диалогу власти и народа. Когда, наконец, в доме № 5/2 по ул. Мира будет тепло? Планируется ли благоустройство частного сектора в районе магазина «Северный»? И почему жильцы должны платить за внутридомовую электроэнергию?
Глава горадминистрации ответил подробно на каждый из прозвучавших вопросов, пригласив в городскую администрацию в случае возникновения претензий к «коммуналке» либо каких-то недоразумений, и пообещал, что каждый конкретный случай будет детально рассмотрен специалистами Службы единого заказчика и Жилкомсервиса.
М. Порфирьева
Больница поставила себе диагноз: «неготовность к наплыву пациентов»
В том, что у городской больницы, с нового года обслуживающей все городское население, проблем сегодня предостаточно, еще раз убедились члены информационной группы в составе первого зама главы администрации Ф.Н. Альштута и начальника управления экономики, имущественных и земельных отношений В.В. Яриванова.
В смену здесь «набегает» более 500 посещений, тогда как проектная пропускная способность учреждения в 2, 5 раза меньше. Отсюда и очереди на прием, и в лабораторно-диагностическое отделение, вплоть до лета расписана очередь в отделении функциональной диагностики, элементарно не хватает места в гардеробе. 16 созданных терапевтических участков призваны обслуживать по 1700 пациентов каждый, еще по 1500 – офисы врачей общей практики на базе самой поликлиники и в Доме ветеранов.
Остро проявилась кадровая проблема – не хватает при имеющейся нагрузке одного специалиста ультразвуковой диагностики, проходит переподготовку врач-офтальмолог, нет отоларинголога. Вообще, если судить по высказываниям людей, стоявших в тот день в очередях к врачам, качеством и условиями медицинского обслуживания довольных мало. Но администрация больницы все же надеется на скорейшее исправление ситуации, принимая определенные меры: получили лицензии на 3 вида деятельности (хирургию, урологию и офтальмологию), оснащаются новым оборудованием стоимостью 400 тысяч офисы врачей, решается вопрос о приобретении аппарата электрофореза белков на сумму 250 тысяч рублей.
А на встрече с работниками здравоохранения поднимались уже отличные от профессиональной деятельности вопросы, такие, как рост тарифов на тепловую энергию, отношения между жильцами и службой единого заказчика, установка приборов учета тепла, санитарное состояние контейнерных площадок и бродячие собаки.
И если на первые из них информгруппа дала разъяснения – что не стоит сравнивать плату за тепло в Чебоксарах (там в системе отопления работает так называемый промятый пар, являющийся вторичным, а потому дешевым, продуктом деятельности ТЭЦ) и в Шумерле, где выработка тепловой энергии является основной деятельностью, к тому же зависящей от газа; что прекращение весной отношений с одним из поставщиков населению тепла, «Теплосервисом», и перевод проблемных домов на «Теплоэнерго» либо на модульные котельные позволит поднять качество предоставления этой услуги; что регулировать отношения с управляющей компанией, выступающей только в роли фиксатора случившегося и не принимающей должные меры, должны сами собственники в рамках законодательства, - то последние остались, как говорится, без комментариев.
Н. Игнатьева.
Тарифная политика – в рамках закона
Тарифы на жилищно-коммунальные услуги – проблема, которая волнует большинство жителей не только нашего города, но и России в целом. Добросовестные плательщики – люди пожилого возраста и работающие граждане - каждый месяц выкладывают львиную долю своих доходов за жилищно-коммунальные услуги. Ежегодно тарифы на «коммуналку» растут, опережая официальную инфляцию и реальный рост доходов граждан, что приводит к множеству жалоб и недовольству. Президиум городского Совета ветеранов с официальным письмом обратился в администрацию города за разъяснением тарифной политики в Шумерле.
Следует отметить, что тарифы на жилищно-коммунальные услуги после разработки проходят экспертизу в Республиканской службе по тарифам, которая, в свою очередь, руководствуется нормативно-правовыми актами Федеральной службы по тарифам. Тарифы, установленные в Чувашской Республике на 2009 год, являются одними из самых низких в Приволжском федеральном округе (ПФО).
В городе Шумерле тарифы на 2009 год утверждены с ростом к уровню 2008 года: горячее водоснабжение – 128, 9 %, отопление – 128, 9 %, электроснабжение – 124, 3 %, газоснабжение – 109, 8%, водоснабжение – 114% (с учетом надбавки по инвестиционной программе – 119, 4 %), водоотведение, с учетом надбавки по инвестиционной программе, – 116, 8 %, жилищные услуги – 119, 6 %. В целом рост размера платы за ЖКУ по городу на 2009 год составил 123, 3 %.
Плата за жилое помещение
Республиканской службой по тарифам один раз в год для каждого муниципального образования Чувашской Республики устанавливаются предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение, которые включают плату за пользование жилым помещением (плата за наем) и плату за ремонт и содержание жилого помещения.
Органами местного самоуправления на основе предельных индексов, в зависимости от благоустройства жилого помещения, устанавливается плата за жилое помещение для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, а также собственников помещений в многоквартирных домах, которые на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. Собственники квартир имеют возможность устанавливать решением общего собрания свой размер платы за текущий ремонт и содержание мест общего пользования, исходя из потребностей по ремонту и содержанию конкретно рассматриваемого дома. Естественно, исходя из размера платы за содержание и ремонт, будет определяться и объем услуг по данным видам работ.
Подобную картину можно видеть в ТСЖ. Собственники жилья сами принимают решение о ремонте и содержании дома, т.е. напрямую участвуют в управлении общим имуществом дома, куда входят места общего пользования, инженерные коммуникации (система отопления, водоснабжение, канализация, электроснабжение), строительные конструкции (фундаменты, стены, кровля и т.д.).
Плата за холодную воду и водоотведение
По закону тарифы на водоснабжение и канализацию устанавливают органы местного самоуправления в рамках предельных индексов, утверждаемых Республиканской службой по тарифам в среднем по каждому муниципальному образованию, которые, в свою очередь, устанавливаются на основании предельных индексов, утверждаемых Федеральной службой по тарифам для всех субъектов Российской Федерации.
Одним из основных факторов, повлиявших на необходимость изменения тарифа на услугу водоотведения по городу Шумерле, явилась инвестиционная программа Шумерлинского ПУ «Водоканал» по развитию муниципальных систем водоснабжения и водоотведения с учетом финансирования части программы за счет надбавки к ценам (тарифам) для потребителей - на подключение к системе коммунальной инфраструктуры по водоснабжению и водоотведению.
Инвестиционные программы по водоснабжению и водоотведению приняты с целью повышения качества услуги, стабильности водоснабжения населения. Предусматривается провести реконструкцию и модернизацию водоочистной станции, строительство и реконструкцию водоводов и уличной водопроводной сети, реконструкцию и модернизацию канализационных сетей ПУ «Водоканал», городских водопроводных сетей, установку приборов учета расхода воды по зонам водоснабжения и другие работы.
Тариф на природный газ
Розничные цены на голубое топливо устанавливает Кабинет Министров республики. Но поле для установки розничной цены на газ не слишком широкое – своего газа в Чувашии нет. Уровень розничной цены на природный газ для населения республики на 2009 год определен исходя из оптовой цены на природный газ, тарифа на транспортировку газа и размера платы за снабженческо-сбытовые услуги.
Цены на голубое топливо планировали поднять одним разом на 25 %, но в конечном итоге Правительство РФ решило сделать рост поэтапным — раз в квартал. В итоге с 1 января 2009 года розничная цена на природный газ для населения составит 2125, 76 руб. за 1000 м3, с 1 апреля - 2234, 32 руб., с 1 июля - 2349, 96 руб., с 1 октября - 2459, 70 руб. В среднем в 2009 году цены на природный газ увеличатся на 18, 4 % вместо запланированных ранее 25 %.
Тариф на тепловую энергию
Расценки на теплоснабжение и горячую воду, которые составляют львиную долю в общей сумме квартплаты, напрямую зависят от стоимости голубого топлива. Республиканская служба по тарифам устанавливает стоимость гигакалории тепла на год. В результате пересмотра тарифов в части снижения затрат газовой составляющей рост тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям энергоснабжающими организациями, в среднем по республике в 2009 году по отношению к 2008 году составил 117, 4 % (до пересмотра – 118, 78 %). Снижение составило 1, 38 процентных пункта.
Средний рост тарифов на тепловую энергию для населения республики на 2009 год составит 118, 73 %, против 120, 35 %, сложившегося ранее на 2009 год до пересмотра тарифов для энергоснабжающих организаций. Снижение составило 1, 62 процентных пункта.
Шумерля в сравнении с Чебоксарами
Тариф на отопление в Чебоксарах составляет 14, 51 коп. за 1м2, в Шумерле он достигает 26, 04 коп. за 1м2. Но нельзя забывать, что шумерлинцы платят равными долями за отопление 7 месяцев (отопительный сезон), а чебоксарцы – 12 месяцев. Если размер платы за отопление, получаемое жильцами многоквартирных жилых домов в Шумерле, рассматривать в разрезе 12 месяцев, то получится 15, 19 коп. за 1м2.
Электрическая энергия
Расчеты за внутридомовую электрическую энергию производятся в соответствии с ст. 5 п.п. 2, 4 Жилищного кодекса РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ 23 мая 2006 г. № 307.
Согласно п. 23 Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными приборами учета, размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении определяется в соответствии с подпунктом 1 п. 3 приложения № 2 к настоящим Правилам. Разница между показаниями общедомового и индивидуальных приборов учета распределяется пропорционально показаниям индивидуальных приборов учета. Показания общедомового прибора учета можно узнать в энергетическом отделе управляющих компаний, кроме того, введена практика снятия показания общедомового счетчика совместно со старшими по домам.
Что касается отсутствия в квитанциях строки с показаниями внутридомового счетчика, поясняем следующее: с января 2009 года начисления за коммунальные услуги населению производились с применением нового программного обеспечения, где в заложенной форме квитанций не предусмотрена графа показаний общедомового прибора учета. Даже при указании в квитанциях на оплату показаний общедомовых счетчиков этой информации будет недостаточно для расчета доли по домовым приборам учета (ДПУ). Расчет доли за внутридомовую электроэнергию лучше всего запрашивать в управляющих организациях, расчет предоставляется жильцам в трехдневный срок с момента заявки.
Уважаемые шумерлинцы! Еженедельно в течение февраля с понедельника по пятницу с 16.00 до 18.00 часов в зале заседаний администрации города специалисты МУП «Жилищно-коммунальный сервис» и ООО «Служба единого заказчика» ведут прием граждан по вопросам размеров платы за жилищно-коммунальные услуги и качества предоставляемых услуг. Вы можете обратиться к специалистам по волнующим вас вопросам.
В.Синев – заместитель главы по вопросам строительства и ЖКХ