(Материалы газеты «Вперед» от 7 ноября 2007 года)
О дне настоящем и будущем
Как мы уже сообщали, 1 ноября Шумерлю с рабочим визитом посетил председатель комитета по международным делам Государственной Думы России К.И. Косачев. Его сопровождали депутат Госсовета Чувашской Республики Ю.М. Кислов, председатель комитета по бюджету, налогам, предпринимательству и собственности Госсовета ЧР А.В. Щербаков, глава города В.М. Садырга.
В Шумерле столь высокопоставленный гость был далеко не в первый раз. А потому и проблемы шумерлинцев ему хорошо знакомы, не остаются незамеченными и существенные изменения последних лет. Совсем не случайно свой очередной визит в Шумерлю К.И. Косачев начал с посещения строящегося 60-квартирного дома по ул. Сурской и недавно построенного 120-квартирного дома по ул. Коммунальной. Проблема ветхого жилья, о которой так много говорилось во время прошлых встреч, сдвинулась с мертвой точки. В нынешнем году 120 семей шумерлинцев получили благоустроенные квартиры. До 2012 года, по словам К.И. Косачева, эта проблема вообще обещает потерять свою актуальность.
В числе счастливых шумерлинских новоселов – Елизавета Григорьевна Егорова. Более пятидесяти лет она прожила в старом доме по ул. Урукова. В деревянной гнилушке пятерых детей на ноги поставила, внуков дождалась. Об уютной старости уж и мечтать устала…
Константин Иосифович тепло поздравил шумерлинку с новосельем, пожелал здоровья и долгих лет жизни. Затем, взглянув на часы, последовал к машине - напряженный график работы предполагал особую пунктуальность.
Разговор о дне настоящем и будущем Шумерли продолжился в кабинете главы города с раскладки городского бюджета, наглядно показавшей, как и почему муниципалитеты не способны самостоятельно реализовать социально значимые проекты на своих территориях. К примеру, из 226,7 миллиона доходов городской казны собственные (налоговые и неналоговые) составляют всего 61,9 миллиона, т.е. менее четверти. А могло бы быть намного больше, позволь законодательство оставлять в городе хотя бы часть тех сумм налогов, например, транспортного или на прибыль, на имущество юридических лиц, которые сегодня уходят с мест в вышестоящие уровни бюджета. А муниципалитеты остаются зависимыми от субсидий и субвенций.
Еще одна проблема, с которой начали сталкиваться в городской администрации, - утечка кадров. Специалисты уходят с низкой зарплаты муниципального служащего на предприятия промышленности, где средняя зарплата давно перевалила за 10 тысяч рублей. Стимулирование труда медиков и учителей в рамках нацпроектов сравняло зарплаты начальников соответствующих отделов и участковых врачей, учителей, начавших работать по новой системе оплаты труда. А увеличить зарплаты каким-либо путем не дает такая позиция в расходах самой администрации, как расходы на «коммуналку», на связь и компьютерное оборудование, съедающие весомые средства. «Верните городу все, что он заработал, и мы сможем развиваться самостоятельно, не становясь просителями денег у республики и федерального центра», - обратился глава города к депутату Госдумы.
После обеденного перерыва делегация побывала в цехах ОАО «Шукофа», работниц которых интересовало, не будут ли снижены процентные ставки по программам ипотечного кредитования. Константин Иосифович констатировал, что, несмотря на все желание, в ближайшие 3 года такое вряд ли удастся – при невысоких пока темпах жилищного строительства в целом по России снижение ставки и повышение тем самым доступности ипотечного кредитования приведет к еще более резкому скачку цен на недвижимость. Прозвучал также насущный для большей части коллектива фабрики вопрос о возможности присвоения ветеранского звания людям, не имеющим государственных и республиканских наград, но отработавших по 35-40 лет, на что А.В. Щербаков рассказал о работе Госсовета Чувашии над проектом закона именно для такой категории жителей республики.
Попрощавшись с легкой промышленностью, председатель комитета по международным делам Госдумы проследовал на комбинат автофургонов, в цехах которого сегодня просто кипит работа по изготовлению по новым технологиям кузовов фургонов для различных отраслей хозяйства: здравоохранения, Вооруженных Сил, связи, нефтедобывающих компаний и др. Уже на встрече с активом комбината, проходившей в конференц-зале, московский гость признался, что жизнь на предприятии реально изменилась, появились заказы, осваивается рынок, появляются рабочие места для горожан и соответствующая труду заработная плата. «Ваш комбинат – пример того, насколько жизнь зависит от желания и умения работать, - отметил К.И. Косачев. – Мы будем жить как страна, как нация так, как будем работать. А для успешной работы необходимо быть уверенным в завтрашнем дне, необходимо знать, что наше государство не сойдет с выбранного курса».
Далее К.И. Косачеву предстояла встреча с медиками городского здравоохранения. Разговор состоялся, что называется, по душам. В большей степени к этому располагал ответ гостя на первый из поставленных вопросов относительно его отношения к медицине: «Жена – врач общей практики. Поэтому считаю, что имею самое прямое отношение к медицине».
Система здравоохранения в последние годы обрела второе дыхание. Изменения заметны как в целом по России, так и по Шумерле: лечебные учреждения оснащаются современным медицинским оборудованием, полностью обновлен автопарк станции скорой медицинской помощи, поэтапно повышается зарплата медицинским работникам и т.д. Но, как отметили медики, и повод для беспокойства есть – в городе нет инфекционного отделения, нет своего банка крови. Обещание гостя оказать содействие в решении этих проблем было поддержано аплодисментами.
В 16 часов 45 минут К.И. Косачева ждали в Управлении Пенсионного фонда, где также был высказан ряд вопросов на самые разные темы.
М. Порфирьева, Н. Игнатьева.
Константин Косачев:“Чувашия задает темп, который, в конечном итоге, становится общенациональным.”
- Константин Иосифович, в Шумерле Вы не в первый раз. Наверняка у Вас сложилось мнение о городе и горожанах. Каково оно?
- Я, действительно, в Шумерле бываю регулярно и это не случайно. Здесь я вижу сплоченную, активную созидательную управленческую команду. Раз за разом ощущаю важную тенденцию, которая, безусловно, должна стать преобладающей для всей страны. Эта тенденция заключается в том, что на встречах и с руководителями, и с горожанами все реже и реже речь идет о том, чтобы кто-то что-то дал, а, наоборот, говорят о том, чтобы не мешали работать. И даже сегодня при нашем разговоре о формировании городского бюджета речь шла не о том, чтобы федеральные структуры дали больше субвенций, а о том, чтобы те средства, которые зарабатываются сегодня городом, тот капитал, который создается, не уходил куда-то, а оставался, т.к. муниципальный уровень власти как никто другой знает, как эти средства потратить, где и в каких отраслях и точках создавать новые рабочие места, новое производство. Но для этого местная власть должна быть заинтересована в своей собственной эффективной работе, должна видеть результаты своего труда, и, естественно, люди, которые зависят от работы муниципальных органов власти, должны сознавать, что, если эта власть эффективна, то и людям будет работать лучше. Вот в Шумерле я это вижу, этот подход есть. Еще не совсем все получается, еще не во всем это воплощается в какие-то конкретные цифры. Но этот подход правильный, даже государственный, и я каждый раз из подобных встреч и бесед увожу с собой совершенно конкретные идеи и предложения, которые потом, на примере Шумерли, в какой-то части реализую уже в других федеральных проектах и решениях. Вот что для меня Шумерля. И это не комплимент.
- «Единая Россия» - инициатор и проводник национальных проектов. Много положительного наблюдаем в сферах образования, здравоохранения. Есть ли инициатива запустить такой же проект в сфере культуры?
- Мы его не будем называть национальным проектом, чтобы не девальвировать само понятие, но совершенно точно, что четыре дополнительные общенациональные программы мы уже заложили, прописали, в том числе и их финансирование, в трехлетнем бюджете России: это демография, дороги, ветхое и аварийное жилье и культура. Вот те четыре позиции, по которым мы сейчас говорим на совершенно другом уровне внимания со стороны государства. И это не просто повышение зарплаты бюджетникам, хотя это тоже есть, но и отдача работников сферы культуры. Думаем, что конкретные решения появятся к 2009 году, когда будет уточняться бюджет. Никого не буду обманывать, бюджет 2008 года сформирован, но к бюджету 2009 года мы попытаемся «оторвать» зарплату работников культуры от существующего уровня. Для перехода от единой тарифной сетки к отраслевой сегодня в сфере культуры разрабатывается и создается юридическая основа.
- Ваша оценка реализации национальных проектов в Чувашии?
- Оценка дана Президентом России, который именно Чувашию выбрал для знакомства с реализацией двух национальных проектов - «Образование» и «Здоровье». И мне представляется, что это совершенно не случайно. И дело даже не в том, что эти проекты успешно реализуются, а в том, что Чувашия по подходу к решению соответствующих вопросов, в частности, в сферах здравоохранения и образования, однозначно, обогнала страну в целом. К примеру, перинатальный центр в Чебоксарах, который посетил Президент, был построен в 2001 году, т.е. до того, как был принят национальный проект в области здравоохранения. Тогда уже руководство республики четко осознало, что если не решить проблему, к примеру, детской смертности, то это может привести к печальной картине: самые лучшие компьютеры поставим в школах, а учить будет некого. То есть это принципиально другой подход к решению задач, и Чувашская Республика является первопроходцем, пионером и задает темп, который, в конечном итоге, становится общенациональным. В остальном, на мой взгляд, ситуация во многом похожа на ситуацию, которая существует в целом в стране, ведь эти два нацпроекта более легки на подъем, поэтому идут более успешно.
Что касается жилья и села, то здесь ситуация более тяжелая. На селе только-только начинают появляться первые ростки того, что было заложено два года назад, – это льготные кредиты. Но все же многие осознали, что эти кредиты - реальная поддержка села. Я недавно побывал на Вурнарском мясокомбинате, где не побоялись, взяли 70 миллионов рублей на 7 лет под один процент годовых. Не надо быть экономистом, чтобы понять, что на собственные средства такому предприятию никогда бы не раскрутиться при растущей инфляции.
Что касается жилья, то здесь свою тормозящую роль играет недостаток компаний, желающих добросовестно и качественно строить доступное широким массам жилье.
Но в итоге Чувашская Республика и по темпам строительства, и по темпам роста сельскохозяйственного производства обогнала общероссийские показатели. Значит, здесь поняли наши проекты, доверяют им и трудятся так, чтобы принести максимальную пользу своему краю. За это всем вам спасибо!
Соб. инф.
Зарплата ниже прожиточного минимума? Обращайтесь в прокуратуру
В соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции от 20 апреля 2007 года) с 1 сентября 2007 года на всей территории Российской Федерации размер минимальной оплаты труда должен составлять не менее 2300 рублей.
В целях исполнения указанного закона Шумерлинской межрайонной прокуратурой ЧР регулярно проводятся проверки соблюдения трудового законодательства. Так, проведенной проверкой установлено, что на одном из предприятий г.Шумерли заработная плата одного из работников составляет 2000 рублей. По данному факту в отношении руководителя предприятия возбуждено дело об административном правонарушении по ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ, которое для рассмотрения направлено в Государственную инспекцию труда в ЧР. На этом же основании возбуждено еще 3 дела об административном правонарушении и внесено 2 представления об устранении нарушения закона. Аналогичные проверки будут проводиться и впредь.
В связи с этим, в случае, если имеются факты выплаты работодателями заработной платы ниже установленного законом минимального размера оплаты труда, можно сообщать в будние дни в Шумерлинскую межрайонную прокуратуру с 17.00 до 18.00 по телефону 5-03-59.
Работа по защите интересов работников Шумерлинской межрайпрокуратурой будет продолжена.
А. Мочалов, помощник шумерлинского межрайпрокурора.
Россия сильна молодыми!
Газета уже сообщала о том, что 2 ноября на территории республики проводился День молодого избирателя. В рамках этого дня в образовательных учреждениях Шумерли были организованы конкурс плакатов и слоганов «Выбор есть!», в библиотеках - тематические выставки. В течение Дня молодого избирателя состоялись встречи представителей органов местного самоуправления, членов избирательных комиссий с учащимися ПУ №6 и студентами филиала машиностроительного техникума, с работающей молодежью ОАО «Шукофа» и ОАО «ШЗСА», с жителями поселка Палан.
Каждая из обозначенных встреч прошла в дружеской обстановке. С призывом к молодым избирателям не быть равнодушными к судьбе России обратились депутат Собрания депутатов города Т.В. Корнеева, заместитель председателя городской территориальной избирательной комиссии В.В. Новичкова, секретарь городской территориальной избирательной комиссии Л.М. Круглая. Ведущий специалист по делам молодежи Е.Л. Краснова напомнила о формах государственной поддержки творчески устремленной, социально-активной молодежи. Патриотический настрой присутствующих поддерживали концертные номера в исполнении стипендиата Президента Чувашии К. Рязанова и стипендиатов главы города Л. Халяминой и Р. Бардасова.
День молодого избирателя не обошел стороной и дошкольные учреждения, где прошли спортивные соревнования «Выбери меня!». Особенностью соревнований являлось то, что выступления команд оценивало не жюри, а сами зрители, отмечая победителя каждого конкурса в специальном бюллетене. В конце каждого из соревнований счетная комиссия вскрывала ящик с бюллетенями, подсчитывала голоса, отданные за команды, и определяла победителей. В качестве призов победители получили российские флаги, а проигравшие – утешительные призы.
М. Порфирьева.
«Лишь слову жизнь дана» (К Году русского языка в России)
2007 год, объявленный Годом русского языка, необходимо было ознаменовать событием, которое высветило бы работу школ города в области изучения и пропаганды русского языка.
Любите ли вы свой язык? Этот вопрос я не рискну задавать никому, тем более ученикам, у которых русский язык любимым предметом является в редком исключении.
Вполне понятно: «великий, могучий, правдивый и свободный» наш язык заслужил право самому выбирать, кому отдавать предпочтения. Каков же должен быть человек, чтобы свои симпатии отдал ему язык, о котором великие (и не только русские!) говорят исключительно в превосходной степени?!
Вот почему не примитивная любовь к языку, а чувство собственной сопричастности к жизни языка должно побуждать нас в такой особенный год задуматься над вопросом: мы получили в наследство богатый язык, а в наших руках он гибнет или преумножает свои достоинства? Вопрос не праздный не только для учителей русского языка, но и для всех его носителей, ибо язык – это паспорт каждого, это визитная карточка нации, это «достояние», «опора и надежда» (Тургенев) России.
Все эти мысли побудили провести для учеников города Форум русского языка. Такая форма выбрана не случайно. Массовость, праздничность, торжественность, содержательность, яркость – все эти отличительные признаки Форума позволили обратиться именно к этой форме проведения. В Год русского языка о языке – только торжественно, празднично, ярко, содержательно!
12 октября (кстати, именно в этот день Колумб открыл Америку!) в 11 часов в актовом зале гимназии №8 раздался чистый голос трубы. Первыми тактами «Гаудеамуса» руководитель школьного духового оркестра С.И. Иванов возвестил начало праздничного действа. Атмосфера торжественности окрасилась мягким юмором, как только на сцене появилась вокальная группа девочек, и в исполнении наших «ученых дам» прозвучал «Гимн русскому языку».
Контакт со зрителем установился сразу, т.к. среди них не было людей случайных. Сюда пришли и приехали из Чебоксар, Красных Четай те, для кого русский язык не скучная обязанность школьной программы, а те, для кого это предмет поклонения, уважения, глубокого изучения.
а сцене три портрета: М.В. Ломоносова, В.И. Даля, Л.В. Щерби. Приветствуя собравшихся, ученица 10 класса Ксения Демьянова, председатель научного общества обучающихся «Интеграл», обратила внимание на то, что эти портреты создают эффект присутствия тех, кто определил развитие русского языка: Ломоносов (XVIII в.) – автор первой научной грамматики, Даль - автор уникального по своему богатству словаря, Щерба (XX в.) – академик, соединивший науку со школьной практикой.
Услышать об этом из уст ученицы было особенно ценно: ради молодого поколения устраивался Форум, следовательно, молодым осмысливать богатое наследие прошлого и его роль в своей жизни.
В конце выступления Ксения пожелала участникам возможных открытий. Очевидно, для многих таким первым открытием стал учитель истории и права гимназии №8 П.П. Галанюк, с выступления которого началось пленарное заседание. Тема его выступления «Откуда есть пошел язык русский? (к вопросу о преимуществах церковнославянского языка)». Редкое сочетание: учитель истории, русский язык, его исток – церковнославянский язык. Это ли не повод для открытия? Петр Петрович – молодой преподаватель, влюбленный… в слово. Как важно было это видеть, слышать, наблюдать: учитель нового поколения, пришедшего в школу в XXI веке, - образец живой мысли, владения устным и письменным словом, которое способно соединить нашу историю, литературу и язык.
Форум замышлялся как марафон школ, где каждая школа должна была показать свою индивидуальную, отличающуюся от других работу по изучению и пропаганде языка. Язык – явление объединяющее – он и объединил нас на Форуме. Язык – явление индивидуализирующее. Это и должна была показать каждая школа в своем выступлении.
К чести школ нужно отнести то, как неповторимо, интересно и оригинально каждая команда представила свое направление в работе с русским языком. Это было не соперничество, не дуэль, а единый ансамбль, в который каждый из участников внес свою посильную лепту.
Гимназия №8 была инициатором проведения Форума, поэтому выступление гимназистов открыло школьный марафон. Эпиграф, предваряющий их программу, определил то направление, которое отличает работу с языком в гимназии: «Наука – исследовательская возбуждает в уме силу вглядываться в язык» (И.И. Срезневский).
Две части выступления были объединены идеей интеграции: в первой части ребята показали свою работу над проблемой художественного перевода, во второй – комплексный анализ текста.
Занимаясь проблемой художественного перевода, ученики постигают тайны языков через их взаимодействие: русский – английский, русский – французский. Именно эта взаимосвязь и была показана на Форуме. Занимаясь этой проблемой, ребята убеждаются в том, что диалог культур позволяет почувствовать, понять, услышать другого человека.
Вторая часть выступления – анализ художественного текста с точки зрения литературоведа, лингвиста, искусствоведа. Подобный анализ – явление редкое не только в школьной практике.
Шестая школа вернула слушателей к истокам русской культуры, русского языка. «Культурные традиции народа как средство воспитания любви к родному языку» - так назвали свою программу ученики школы №6, доказали, что изучение языка через фольклорные жанры – это всегда обретение мудрости и обогащение метким, отточенным словом. «Лишь слову жизнь дана» (И. Бунин) – убеждаешься в этом всякий раз, когда соприкасаешься с фольклором. Ученики шестой школы доказали это, втягивая зрительный зал в участие своего спектакля.
Третья школа эти слова Бунина сделала темой своего выступления, в котором музей стал средством воспитания памяти, благодарности, нравственности, уважения к истории школы, а теперь как оказалось, и языковых традиций. Ведь музей накопил богатый материал о тех, кто стоял у истоков школы, способствовал ее росту, кто делал ей имя. И среди них – учителя русского языка и литературы: Е.В. Смирнова и К.А. Кирель – ветераны педагогического труда, немало сделавшие, чтобы слово в третьей школе не просто звучало, а «животрепетало» (спасибо Гоголю за меткое слово!), ибо в противном случае не получилось бы такой вдохновенной композиции о слове, какую показали ученики школы №3.
Если Е.В. Смирнова – достояние третьей школы, то Л.Р. Кочеткова – достояние второй школы. Не случайно устный журнал, представленный школой №2, завершился знакомством с Лидией Романовной. Она прочитала свое стихотворение «Третий вагон». Внимая ей, зал переполнился благодарностью учителю, чья любовь к русскому слову носит отнюдь не отвлеченный характер, ибо об учителе, пишущем стихи, мы говорим: он владеет словом.
Когда эстафета перешла к первой школе, никто не сомневался, что ее слово будет ярким, эффектным, праздничным, сатиричным. В этой школе – свой театр – единственный в городе школьный театр, которым руководит учительница русского языка и литературы Е.А. Дроздова. Учителя предварили выступление юных актеров сообщением о роли театра в учебном процессе школы и о значимости слова, звучащего со сцены, для воспитания и самовыражения учеников. Выступление ребят заворожило зал и преподнесло урок трепетного отношения к слову.
Марафон закончен. Каждая школа не просто расписалась в любви к русскому языку, но показала свою индивидуальность в приобщении учеников к тайнам, загадкам, богатству, красоте и силе русского языка.
За окном XXI век, а потому электронные презентации сопровождали выступления каждой школы, помогая слову звучащему обрести наглядность и зрелищность.
Именно в этот же день в гимназии состоялась публичная защита выпускных работ слушателей курсов повышения квалификации по образовательной программе «Обучение организации эффективной работы по использованию учащимися информационно-коммунакационных технологий (в рамках программы Intel)».
Мультимедийные презентации к докладам и выступлениям – лучшее доказательство того, что информационно-коммуникационные технологии – закон времени, и учителя – его ревностные исполнители.
Вторая часть Форума – работа секций: русского языка, литературы (идет международный год чтения), интеграции русского языка и литературы.
Закономерность конференции внутри Форума очевидна, т.к. где как не на конференции показать результат работы ребят с повышенной мотивацией к учению. Юных исследователей в области русского языка и литературы в нашем городе уже достаточно. Возьмем статистику за три года: было защищено на конференциях разного уровня 21 работа по русскому языку и 44 работы по литературе.
Как не показать эту сторону изучения языка на Форуме? Интерес к исследовательской практике, ораторскому мастерству и духу соревновательности у ребят не угасает. Вот имена победителей:
в секции русского языка:
I место – Людмила Романова (школа №6, 7б класс) – руководитель Л.Л. Иванова, учительница русского языка;
II место – Людмила Сивохина (школа №2, 9а класс) – руководитель М.С. Логинова, учительница русского языка;
Кристина Антонова (гимназия №8, 10б класс) – руководитель П.П. Галанюк , учитель истории и права;
III место – Андрей Ватолин (школа №1, 6б класс) – руководитель Е.А. Федулова, учительница русского языка;
в секции литературы:
I место – Ксения Демьянова (гимназия №8, 10б класс);
II место – Наталья Яцкевич (гимназия №8, 9а класс);
III место – Наталья Трофимова (гимназия №8, 11а класс).
Все они ученицы П.П. Галанюка, учителя истории и права. Блистательная победа!
в секции интеграции русского языка и литературы:
I место – Екатерина Купонова (гимназия №8, 10б класс);
II место – Павел Лещанов (гимназия №8); оба ученики З.В. Шурыгиной, учительницы русского языка и литературы;
III место – Людмила Яриванова и Татьяна Костина (школа №1, 6 класс) – руководитель Т.Н. Никонова, учительница русского языка и литературы.
Любая победа – это открытие. И как не вспомнить К. Демьянову, которая в своем приветствии пообещала участникам возможность открытий. Но, пожалуй, самым ярким открытием стал телемост, который работал на секции литературы. Такое в Шумерле в работе конференции произошло впервые. И мы убедились в том, что информационно-коммуникационная технология - не дань моде, а расширение возможности общения, получения информации и приобщения к миру идей и новых форм работы.
На телемост с нашей гимназией вступила гимназия №1 г. Мариинского Посада. Интерес, который вызвали выступления участников секции, превзошел наши ожидания. Вопросы-ответы... Сокращались расстояния, сближались школы, скрещивались мнения… Год русского языка объединял города, школы, людей.
Мы смотрим на наступивший век с опаской, порой, с неодобрением, иногда с тревогой, но вот налицо неограниченные возможности нового века. Наш язык объединяет нас через расстояния, и в этом залог нашего существования и развития, ибо «единственно верный путь процветания народа – это понимание и сохранение родного языка – животворящего истока национального характера, народного просвещения и государственности». Издревле народ на Руси называли языком. У летописца Нестора (XI в.) нет даже слов «народ», «племя», а только – «язык». Народ и язык – понятия, нераздельно слитые… Язык - среда обитания народа… Исчезнет он – исчезнет нация, - пишет учительница русского языка Е. Альянова из Подольска.
Вот почему, поставив заключительный аккорд Форума, ученики школы искусств гимназии №8 назвали свой концерт словами чувашского поэта В. Давыдова-Анатри: «Родной язык! Теперь на нем мы славу Родине поем!»
Наш праздник, посвященный русскому языку, прошел в непростое для языка время, т.к. безграмотность стала национальным бедствием. И это как никто другой понимают учителя русского языка. Каждый день в их жизни – сражение с русскими, теряющими свой язык. Однако пока есть такие учителя, для которых русский язык не просто составляющая учебного процесса, а часть национальной культуры, пока есть такие ученики, для которых Форум русского языка – событие в их жизни, пока есть такие родители, которые понимают роль таких мероприятий, языку не грозит вымирание. И город это доказал.
З. Шурыгина, гимназия №8.
Потрудились неплохо!
Семья не может быть только частным делом. Для ребенка - это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. Связующим звеном в цепи детский сад – семья – общественность является родительский комитет, который работает на доверии, приближая семью к заботам детского сада. Мы стараемся влиять на родителей, включая их во все формы нашей жизни, укрепляя творческий союз педагогического коллектива и родителей. Так, 21 октября прошла акция «Посади дерево в д/с № 15 «Сказка». Родители приняли самое активное участие.
В.А. Сухомлинский, называя трудовое воспитание гармонией трех начал: надо, трудно и прекрасно, вложил в это определение глубокий смысл. Надо… Еще как! Просто необходимо. Без любви к труду человек не может состояться, утвердиться как личность.
Трудно… Конечно. И родители должны быть к этому готовы. Воспитание трудолюбия требует настойчивости, колоссального терпения и времени.
Прекрасно… Да, потому что ничто не дает человеку такого высокого морального удовлетворения, чем сознание: трудности преодолимы, цель достигнута. Доступна эта радость только тому, кто любит труд.
В каждом детском саду есть участок, на котором дети проводят значительную часть времени, участок – это место для игр, прогулок, занятий, наблюдений за растениями и животными в течение всего года.
Наличие на территории детского сада деревьев, кустарников, огорода, цветника, плодово-ягодных насаждений имеет большое образовательное и воспитательное значение.
Акция по озеленению территории д/сада началась с подготовки молодых саженцев. Для посадки были подготовлены 246 саженцев.
Родители спешили принять активное участие в озеленении. Так, папы А.П. Корнилов, В.Н. Олейников, С.Н. Солдатов выкорчевывали старые пни, вместе с ними трудилсь дворник А.П. Салин. Мамы М.Б. Воронина, И.В. Арюхина, Е.С. Углева, Е.А. Ахаева, Т.Н. Мартынова, А.Н. Ветликова копали ямки под саженцы. В посадке саженцев принимали участие С.А. Корнилова, О.В. Полтаркина, Т. Исаева вдоль участков делали живую изгородь из кустарников. Такая изгородь является надежной защитой от холодных ветров. В благоустройстве территории принимали участие М.В. Сенаторова, В.П. Бородавина, Е.В. Куркова, О.В. Пикалова, Е.В. Маякова, В.Н. Савельев, Н.В. Савельева.
Вместе трудились мамы, папы, бабушки и дедушки. Хочется отметить бабушку З.В. Кузьмину и дедушку А.С. Баранкина, бабушку Н. Брамчеву, бабушку Л.Ф. Леонтьеву.
Выйдя на прогулку педагоги, дети и младшие воспитатели всех групп сразу включились в трудовую деятельность. Кто-то из старших дошкольников умело сгребал опавшие шуршащие листья в кучи, другие - носили их в корзинах и на носилках в специально отведенное место, подметали дорожки. Малыши помогали своим родителям в посадке кустарников, придерживая их за тоненькие веточки. Дети с интересом присматривались к взрослым, наблюдали за их работой, делая для себя открытия. Своим примером родители воспитывают ребенка как личность. Радует взаимопонимание и поддержка новых начинаний со стороны родителей.
О. Красильникова, старший воспитатель д/с № 15 «Сказка».