Анализ социально-экономического развития города в I полугодии 2003 года позволяет оценить прошедший период как период позитивного развития большинства сфер экономики. Отличен рост всех основных макроэкономических показателей.
Более быстрыми темпами по сравнению с годовыми прогнозами и обязательствами по соглашениям росли объемного промышленного производства, число создаваемых рабочих мест, объем товарооборота и платных услуг населению. Успешно реализовывались муниципальные целевые программы в социальной сфере (11 программ). Особое включение было уделено созданию необходимых условий для развития малого бизнеса (поддержано 4 бизнес проектов предпринимателей).
В немалой степени развитие экономической ситуации определялось процессами, происходящими в промышленности. Индекс физического объема составил 107,5 % против 102,8 % по годовому прогнозу и против 105,2 % по ЧР. Значительно возрос по сравнению с прошлым годом объем отгружено продукции и услуг, который составил 110,3 %. Снижая при этом товарные остатки на складах предприятия, стали более мобильно реагировать на запросы рынка, работая под конкретный заказ, а не на склад и меняя при этом ассортимент (около 50 видов за I полугодие).
Рост объемов производства обеспечили все основные промышленные предприятия. Опережающими темпами развивались предприятия на внутренний спрос — деревообработка (122,0 %), машиностроение (126 %), легкая (126 %), пищевые предприятия (110 %). Почти удвоенными темпами развивались предприятия сферы быта и услуг (рост 170 %).
Среднемесячная заработная плата по городу составляет периода прошлого года. При этом имела место задолженность по зарплате в сумме 4,3 мил. руб., что на 4,4 % ниже чем за I квартал 2003 г.
Инвестиций в экономику города привлечено в сумме 27,.5 мил. руб., из них 60 % — в промышленность, 40 % — в социальную сферу. Особое внимание уделялось вопросам обеспечения жилищно-коммунального хозяйства и объектов социально-культурной топливно-энергетическими ресурсами, куда вложено 7,3 мил. руб. бюджетных средств.
В1 полугодии велась работа по средству 80 кв. доме по ул. Мира, где освоено 4,7 мил. руб. по программе социальное жилье. Велась работа по подготовке ПСД на новый 100 кв. дом по ул. Сурская. Велось строительство пристроя к школе № 3 на 10 классных комнат и актовым залом и столовой. Здесь освоено 6,8 мил. руб. В I полугодии сдано в эксплуатацию 3,1 км. Газовых сетей, переведено на природный газ 276 домов частного сектора.
В этом году в приоритетном порядке решались вопросы обеспечения безаварийной роботы ЖКХ. В принципе все предприятия отрасли обеспечили относительно нормальное функционирование. Вместе с тем сложная финансовая ситуация негативно воздействовала на реформирование ЖКХ
Уровень платежей населения за ЖКУ составил 83,4 % (на 1.07.02. — 85 %)
Себестоимость предоставляемых населению услуг, составляет 21,02 руб./кв. м, из которых население оплачивает 17,54 руб. (стандарт 13 руб. в 2002 г., 17,10 проект 2003 г.) В 2002 г. население оплачивало 11,47 руб./кв. м
Позитивные изменения в экономике отразились на улучшение денежного обращения, в определенной степени характеризующий уровень жизни населения. За I полугодие оборот денежной наличности через банковские структуры возрос на 27 %. И увеличении наличных кассовых оборотов произошло по всем основным объемным символам, отражающим финансовые потоки. До 33 % от прихода в кредитные учреждение увеличилось поступление торговой выручки от реализации товаров по разным каналам реализации. В 1,5 раза увеличились поступления от малого бизнеса, на 13 % возросли поступления на счета по вкладам граждан. На 83 % увеличились поступления от населения за платные услуги в связи с ростом цен на ЖКУ. Почти в 2,5 раза возросли поступления и выдачи наличных средств от валютно-обменных операций с физическими лицами.
На 30 % увеличились денежные обороты кредитных учреждений для выдачи средств на заработную плату, что связано с постоянным снижением задолженности по зарплате и увеличением оплаты труда и уровнем пенсии, которые за I полугодие составили 2,8 тыс. руб. — средней заработной платы, 1,7 тыс. руб. — средней пенсии.
Одним из наиболее значительных и перспективных резервов развитие экономики в городе является малое предпринимательство. В малом бизнесе с учетом индивидуального предпринимательства работает 11,3 % трудоспособное население города против 17,4 % по ЧР (Алатырь — 5 %, Батыревский р-н — 5,6 %, Марпосад — 1,3 %). Доля налоговых поступлений от малого бизнеса в этом году не снизится, чему способствует 12 % рост объемов и услуг в это сфере занятости.
Новый импульс этому процессу предан Указом Президента ЧР по осуществлению ряда мер поддержки предпринимательства через субсидировании процентных ставок по кредитам комбанков и по операциям лизинга. По этому направлению в экономику малого бизнеса привлечено 700 тыс. руб. инвестицией с получением субсидии из РБ в сумме 50 тыс. руб. Внедряется ряд мер по развитию инфраструктуры поддержки малого бизнеса — создан центр обслуживания юридических лиц, работающего по принципу «одного окна».
Достаточно активно привлекается малый бизнес к участию в конкурсах на поставку продукции для муниципальных нужд. Наибольший объем закупок малого предпринимательства через открытый конкурс в образовании (78 %), против здравоохранении (32 %), и 28 % в ЖКХ в области обслуживание жилфонда.
Важнейшим направлением макроэкономической политики являются последовательное повышение уровня жизни население, над чем активно работали учреждения, здравоохранения, образования, культуры и спорта, обеспечивая всеобщую доступность основных социальных благ. Немаловажные значение имела тарифное регулирование на продукцию и услуги, отнесенное к компетенции муниципалитета.
Позитивные изменение в экономике города на фоне роста объемов средней заработной платы, сокращение задолжности по ней и в целом убыточности предприятий на наш взгляд должны быть закреплены через систему мер дальнейшей поддержке предприятий и малого бизнеса.
В этой связи идет доработка программных направлений по отдельным отраслям экономики и в целом по городу.
Сегодня идет доработка вопросов госинвестиций из федеральных и республиканских бюджетов на 2004 — 2005 года. И в этой связи все отделы администрации ведут активную работу по защите инвестиции на эти годы. Основные инвестиции пойдут в сферу ЖКХ и на жилье.
Важно лишь одно, чтобы направленные инвестиции давали адекватную отдачу. Итоги работы по улучшению теплоснабжения в связи с установкой приборов учета теплоэнергии и замена теплотрасс дали серьезный эффект, который оценивался в 5 мил. В год. В два раза сократили потери и расходы энергопотребление, газа, воды. Это направление особенно актуально не только при реформировании ЖКХ, но и бюджетной сфере.
Говоря об инициативах, нельзя не упомянуть, что велась работа по привлечению иностранных инвестиций в развитие территории по предложению. Макроэкономике итальянского проекта создания промышленных округов.
Презентационный пакет документов куда вошли и наши предложения, отправлены в Италию, где сейчас изучается инвестиционной потенциальной Республики. Хочу отметить, что из 26 муниципальных образов наш город первым откликнулся на это предложение и предоставил полный необходимый необходимы пакет документов (среди первых был Канаш, Новочебоксарск, Ядринский р-н, Чебоксарский р-н — те кто и будет иметь первыми доступ к ресурсам).
Таковы основные итоги развития города, подводя которые, следует отметить, что в текущем году в ближние перспективы нам необходимо добиться нового качества роста экономики города.