(Материалы газеты «Вперед» от 23 декабря 2006 г)
«Олимп» - путь к вершине здоровья
Не прошло еще и года с того момента, когда на пустыре возле Дома детского творчества развернулась крупная стройка. И вот уже сверкающий остекленным фасадом спортивно-оздоровительный комплекс с гордым названием «Олимп» принимает гостей.
В торжественной церемонии открытия, прошедшей 22 декабря, приняли участие глава республики Н. Федоров, руководитель Федерального агентства по физкультуре и спорту В. Фетисов, руководитель Минспорта Чувашии А. Николаев, олимпийские чемпионки В. Егорова и Е. Николаева, заместитель секретаря ЧРО партии «Единая Россия» Ю. Кислов, депутат Госсовета Н. Володин и другие официальные лица.
Материал о церемонии открытия «Олимпа» читайте в следующем номере газеты.
Мир детей – особое пространство
Фестиваль детской книги, стартовавший в понедельник в столице республики, к четвергу дошагал до Шумерли. В гостях у воспитанников детского дома «Ёлочка» побывал детский писатель Владимир Сотников.
Владимир Сотников родом из-под Гомеля. Родители и близкие родственники – педагоги. Сам пытался освоить тонкости преподавательского искусства на физмате пединститута, но увлекся литературой. Закончил Московский литературный институт. Живет и работает в Москве, жена Татьяна тоже писательница, сценарист.
Как полагается, гостя встретили на пороге хлебом-солью. Потом в библиотеке малыши и ребята постарше, работники детского дома с удовольствием познакомились с биографией писателя, признавшегося, что специально для детей он ничего не выдумывает, а только облачает обычную жизнь в необычную форму. В музыкальном зале всех ждал небольшой концерт, раскрывший лишь толику талантов воспитанников. А чуть ближе пообщаться с детьми удалось во время экскурсии по детскому дому.
Делясь впечатлениями от пребывания в Чебоксарах, Владимир Сотников отметил, что был потрясен и удивлен, увидев десант из почти двух десятков коллег по перу: «Не предполагал, что в наше время так много людей пишет для детворы. Вот если бы еще детское кино возродить…»
На память писатель подарил несколько своих новых книг, в ответ получил символ наступающего года, выполненный руками новых поклонников его творчества.
Н. Игнатьева.
У библиотеки – юбилей
Городская библиотека семейного чтения им. Г.Айги отмечает свое 55-летие. За это время она несколько раз меняла свой статус и наименование, но всегда оставалась востребованной читателями.
Оглядываясь назад, можно с уверенностью сказать, что на протяжении десятилетий в ее стенах служили люди, для которых книги, дети стали смыслом жизни. В первую очередь это Мария Сергеевна Ярабаева (светлая ей память). Это она сделала детскую библиотеку центром притяжения для многих девчонок и мальчишек. А первой заведующей была Анна Логиновна Шинкаренко. С 1984 по 1994 год библиотекой заведовала Зинаида Алексеевна Субботина. Это истинные библиотекари, отдавшие библиотечному делу всю свою жизнь.
История библиотеки началась в далеком 1951 году, когда при районной библиотеке для взрослых начали формировать фонд детской литературы. А в декабре его перевезли в небольшую комнату (18кв.м) деревянного здания клуба «Комбинат». Первоначальный фонд составлял 3 тысячи экземпляров книг. А библиотека стала именоваться районной детской.
Жизнь города менялась. Происходили изменения и в истории библиотеки. В 1959 году она переехала во вновь построенный дом в самом центре города, на перекрестке двух главных улиц – улицы Ленина и улицы Маршала Жукова (где располагается и по сей день), и стала занимать две комнаты площадью 78 квадратных метров. Лето 1977 года для библиотеки знаменательно тем, что за счет переехавших соседей (машино-счетная станция) площадь библиотеки расширилась вдвое и составляет сейчас 138 квадратных метров.
Работа библиотеки сегодня была бы невозможна без того арсенала знаний и опыта, которые были накоплены за 55 лет работы. 2006 год стал годом больших, я бы сказала, исторических перемен. В апреле, после большого ремонта, библиотека изменилась до неузнаваемости и стала именоваться городской модельной библиотекой семейного чтения. Изменились структура и штат библиотеки.
30 августа 2006 года постановлением администрации города библиотеке семейного чтения было присвоено имя народного поэта Чувашии Геннадия Айги. Библиотека формирует фонд произведений поэта, изданий, посвященных его жизни и творчеству.
Сегодня библиотека семейного чтения им. Г. Айги - современный информационный, культурный, образовательный, досуговый центр. Для пользователей и желающих всех возрастных групп работают салон интересных встреч «Перекресток», клуб «Семейное чтение» и уже много лет - театр книги «Слово». Информационные технологии все больше внедряются в нашу работу, создаются собственные электронные издания, прежде всего по краеведению. Например, составлен электронный альбом о людях, внесших определенный вклад в становление и развитие нашего города, назван он «Родного края корни и листва». К юбилею города мы выпустили песенник «Здравствуй, мой городок!», в него вошли 14 самых популярных песен о нашем городе.
Наш небольшой, но дружный, энергичный и творческий коллектив: заведующая библиотекой Н.П. Кудряшова, библиотекари И.В. Русскова, М.Н. Бадина, Л.В. Федорова продолжает добрые традиции, сложившиеся в библиотеке за 55 лет. Главный наш принцип – все для читателей. Мы помним прошлое, живем настоящим, работаем на будущее. Задача библиотеки – быть нужной, востребованной для населения и органов местного самоуправления. Мы всегда рады вам, уважаемые читатели.
Н. КУДРЯШОВА,
зав. библиотекой.
С душою дзэнского монаха
20 декабря в модельной городской библиотеке им. Г. Айги на презентацию книги Михаила Федорова «Шюльгеме» собрались ценители литературного творчества. Одни пришли поддержать и поздравить с выходом книги своего коллегу и друга, другие – чтобы понять, о чем же все-таки пишет автор, ибо слог М. Федорова весьма своеобразен. Ассоциативное мышление, свой путь познания мира, основанные на восточной философии дзен, несомненно, наполняют каждую строку особым смыслом, понять который дано лишь тому, кто, как сказал автор, действительно этого хочет.
«Шюльгеме» - не случайное название произведения, изданного по задумке автора маленькими книжками, в каждой из которых своя история. Так называется чувашское национальное женское нагрудное украшение, украшенное серебряными монетами. Вот и каждая рассказанная история – монета, которая собирается автором в единое украшение.
О чем же эти истории, герои которых носят странные имена и совершают странные поступки? О проблемах современной деревни, о нелегкой жизни сельчан – но с прослойкой сатиры и непонятными сразу образами, взятыми из философских учений Японии, Китая, Индии. Сам Михаил Федоров охарактеризовал свой писательский стиль как «о серьезном – сатирой и ассоциациями».
Н. Игнатьева.
«Звезда» - чемпион Чувашии
Завершился очередной футбольный сезон, а это значит, что пришло время подводить итоги соревнований. По сравнению с прошлыми годами уровень подготовленности футболистов вырос. Это свидетельствует о том, что популярность футбола растет. В течение 8 месяцев 32 команды боролись за титул чемпиона республики, отстаивали свое звание считаться сильнейшими. Наконец победители стали известны. Не уступив ни одной игры, команда «Звезда» вышла в полуфинал, где со счетом 3:0 обыграла команду «Крылья» (г.Чебоксары), а в финале со счетом 4:1 одержала победу над командой РДЮСШ. Таким образом, первое место в Первенстве Чувашской Республики по футболу сезона 2006 года среди детей 1993-1994 г.р. заняла команда «Звезда» (тренер А.В.Селезнев). Шумерлинские ребята стали победителями республиканского турнира юных футболистов «Кожаный мяч», турнира по мини-футболу на «Кубок «REN TV – Чебоксары» - «Спортмастер». Наши юные футболисты участвовали и во Всероссийском турнире юных футболистов «Кожаный мяч», проходившем в Йошкар-Оле, где показали свое мастерство и волю к победе.
На открытом расширенном заседании Совета Федерации футбола Чувашской Республики команда «Звезда» была награждена медалями и Почетными грамотами Министерства по физической культуре, спорту и туризму Чувашской Республики. Примечательно то, что шесть игроков команды «Звезда» 1993 – 1994 г.р. вошли в состав сборной Чувашии и представляли нашу республику на Кубке России в Тольятти. Костяк сборной Чувашии для участия в Первенстве России 2007 года по футболу среди детей 1993-1994 г.р. будет сформирован из игроков шумерлинской команды.
Почетными грамотами и медалями была награждена команда «Звезда» (тренер А.В.Селезнев), занявшая второе место в Первенстве Чувашской Республике по футболу сезона 2006 года среди юношей 1991-1992 г.р. Ребята также упорно боролись за титул чемпионов. Обыграв в полуфинале команду «Волга» (г.Чебоксары), в финале игрокам чуть-чуть не хватило мастерства и упорства, поэтому они уступили своим соперникам - команде РДЮСШ. Команда «Звезда» 1991 – 1992 г.р. также участвовала во Всероссийском турнире юных футболистов на призы клуба «Кожаный мяч». Из 12 команд, представлявших Уфу, Ижевск, Бугульму, Сызрань, Ульяновск, Самару, Йошкар-Олу, команда шумерлинских футболистов заняла 6 место, доказав, что умение бороться и побеждать. Два игрока этой команды вошли в сборную Чувашии по футболу. Это Константин Архипов, Алексей Шараськин, которые также представляли Чувашию на Первенстве России.
В клубном зачете, куда входят взрослые, старшие юноши, младшие юноши и дети, команда «Звезда» заняла почетное третье место.
Конечно же, без поддержки главы города В.М. Садырги, начальника отдела физкультуры и спорта С.В.Мельникова, генерального директора ОАО «ШЗСА» С.В.Гордеева и ряда предпринимателей, среди которых В.Д. Прохоров, Л.И. Шарыпкина, И.В.Овчинников, А.В. Щербин, А.М. Чуенков, И.П. Кириллов участие в футбольных турнирах шумерлинских игроков могло бы и не состояться. Благодаря этим людям и организациям стало возможным участие нескольких десятков шумерлинских мальчишек в соревнованиях российского уровня. Их сотрудничество с футбольным клубом принесет удачу «Звезде» и вновь приведет команды к чемпионским званиям.
Вот они, наши победители! Кто знает, пройдет еще немного времени, и имена шумерлинских футболистов
зазвучат на весь мир…
Команда «Звезда» 1993 – 1994 г.р.:
Исхаков Роман
Волков Павел
Батраков Алексей
Апетов Александр
Китаев Александр
Дунюшкин Павел
Тулубаев Александр
Маскин Николай
Чернов Алексей
Петрейкин Алексей
Всеволодов Евгений
Иванов Игорь
Молостов Максим
Молостов Денис
Лавыгин Евгений
Обломов Михаил
Назаров Иван
Улисов Максим
Команда «Звезда» 1991 – 1992 г.р.
Сорокин Иван
Савушкин Иван
Шараськин Алексей
Чернов Виталий
Сеньхон Владимир
Архипов Константин
Бородавин Сергей
Горбунов Юрий
Разин Андрей
Баторшин Денис
Суровнев Михаил
Иванов Никита
Игнатьев Дмитрий
Андриянов Денис
Афонин Денис
Аргандейкин Дмитрий
Вдовин Михаил
Царьков Роман
Сорокин Иосиф
А. Каширина.
Национальный проект: образование
Завтра начинается сегодня
Приоритетный национальный проект «Образование» вступил во вторую фазу своего развития. За национальным проектом чётко выступает понимание исторической миссии образования, которая выражается закономерной зависимостью: чем выше образовательный уровень жителей государства, тем надежней базовая основа его процветания. Поэтому нацпроект сегодня – это своего рода катализатор движения вперёд, поиска лидеров и внедрения новых программ и проектов, способствующих новому уровню качества образования.
В этом году школа № 1 продолжает своё участие в национальном проекте. Подводя итоги прошлого года, руководство школы и методический совет определили ряд приоритетных направлений в рамках реализации программы развития школы «Вертикаль роста».
Несколько слов о самой программе. Название «Вертикаль роста» отнюдь не случайно. Основываясь на акмеологических системах развития личности (акме – высшая степень чего-либо, наука о вершинных проявлениях человека), используя основные направления артпедагогики (через осознание своих внутренних ресурсов, получение нового опыта) в рамках деятельности школы предполагается развитие модели, которая всесторонне учитывает сущность и организацию, а также условия и факторы продуктивного процесса обучения и воспитания в соответствии с основной направленностью школы № 1: развитие личности в свете новых педагогических технологий. Почему вертикаль? Данная программа – это программа развития личности учащихся, не останавливающихся на достигнутом. Понятия же «вершина», «развитие», «рост» обращены как на профессиональную деятельность педагогов, так и на взаимоотношения «родитель - ученик – учитель».
Начиная с прошлого года, программа реализовывалась по следующим направлениям образовательное, учебно-практическое, культурно-воспитательное, общественно-управленческое. Работа по этим направлениям имеет одну общую цель – качественную, высокопрофессиональную подготовку выпускника, конкурентоспособного на рынке труда.
Образовательное направление
Учебный план школы, составленный на основе базисного, также включает углубленное изучение предметов в классах естественно-научного, филолого-эстетического профиля. На улучшение учебного процесса была направлена работа по программе «Преемственность», целью реализации которой стало решение проблемы преемственности детского сада и начальной школы, начальной школы и среднего звена. Дифференциации обучения личности по различным направлениям учебных планов способствовала диагностика склонностей и способностей учащихся 4-х и 9-х классов, мониторинг уровня обученности, мотивации, тревожности в 9-х и 10-х классах. Особая роль была уделена работе по программе «Одаренные дети». Высокий уровень участия в городских предметных олимпиадах и участие в интеллектуальных конкурсах (26 призёров в 2005-2006 учебном году) являются своеобразным итогом этой работы.
Одной из форм организации обучения в старших классах школы стало профильное обучение, которое также имеет в рамках школы свою вертикаль развития: от ранней профориентации (создание предпрофильных и профильных классов) до организации связей с вузами, работы с предприятиями города и республики, дальнейшего обучения учащихся по целевым направлениям. В этом учебном году обладателями целевых направлений стали: Е.Порфирьева (ЧГПУ, факультет русского языка и литературы), Ф. Алексеев (ЧГПУ, химико-биологический факультет). Реализация учащихся вне школы в выбранном направлении отслеживается с помощью мониторинга поступаемости. Результаты поступаемости прошлого года учащихся нашей школы говорят об успешной апробации концепции профильного обучения в старшей ступени школы. В 2005-2006 учебном году школу закончили 53 ученика, 47 из них поступили в высшие учебные заведения, 40% - на бюджетной основе.
Сегодня мы вплотную подошли к созданию службы «Определение» для наших учащихся. Разрабатывается положение, в котором будут учтены все шаги по планированию и организации помощи в определении выпускников после окончания школы.
Учебно-практическое направление в первую очередь опирается на принципы оптимального сочетания теории и практики, репродукции и творчества, проблемности деятельности учащихся. В рамках работы по заданным направлениям в школе успешно реализуются проекты «Театральная технология в учебном и воспитательном процессах школы», «Проектные технологии в научной и методической работе школы», а также проект «Информатизация образовательного пространства школы № 1», школьная видеостудия «Радуга». Результатом работы в этом направлении в прошлом году стало создание лаборатории проектных технологий, работа клуба театральных педагогов, организация метотеки школы. Сегодня видеостудия «Радуга» - это богатый накопительный материал, представленный в виде мультимедийных презентаций, научно-популярных и игровых фильмов, видеоуроков, которые активно используются в учебной и воспитательной работе школы. Продолжило свою работу и научное общество «София», под началом которого была проведена IV научно-практическая конференция, посвящённая 100-летию со дня рождения Д.С. Лихачёва. Учащиеся школы активно принимали участие в республиканской конференции «Excelsior». Е.Рубцова, А. Дмитриева заняли 1-е и 2-е места, соответственно, в секциях «Философия» и «Информатика».
Практическое использование полученных знаний является одной из важных составляющих умений и навыков учащихся, полученных в современной школе. Состоявшаяся в конце учебного года декада проектов, посвященная рубежу веков (конец XIX начало ХХ века), стала итогом года работы по освоению и использованию проектной технологии педагогами и учащимися школы. В этом учебном году эта работа будет продолжена на новом этапе: освоение и закрепление полученных навыков будет происходить в ходе реализации 2-й части проекта – «Рубеж веков. Конец ХХ начало ХХI века». Вершиной реализации программы «Вертикаль роста» в учебно-практическом направлении станет создание внутришкольной научно-практической лаборатории по разработке и внедрению новых педагогических технологий в образовательном процессе.
Данный проект является не единственным творческим проектом школы. Проекту «Маршруты театральной технологии» - 3 года. В ходе реализации этого проекта мы не только знакомимся с театральной технологией на базе театральной студии «Дрозды», но и активно применяем в урочной и неурочной деятельности школы. Специальная программа школы «Основы актёрского мастерства и режиссуры в профессиональной деятельности учителя» является весомой методической помощью в этом направлении.
Сегодня методической службой школы начата разработка научной рекомендации по апробированию театральной технологии в школе № 1 совместно с преподавателями кафедры общей педагогики ЧГПУ им.Яковлева.
Культурно-воспитательное направление – это прежде всего детское общественное объединение «Радуга», театральная студия «Дрозды», «Школа ликвидации политической неграмотности», предметные и творческие кружки и студии («Росинка», «Юный художник», «Вышивание»), спортивные секции. Отследить результаты такой работы, сделать их достоянием школьного коллектива и общественности помогает работа историко-поискового отряда под руководством А.В. Никифоровой. «От музея Славы к музею «Школа в развитии» - так именуется новая концепция музея, который в рамках подготовки к юбилею школы (2009 год) ведёт разноплановую научно-поисковую работу.
Успешной адаптации проблемных детей в школе и вне её, организации доверительных отношений (ученик – учитель – родитель) способствует социально-психологическая служба под руководством психолога Н.А. Черных, итогом поэтапной работы которой планируется организация службы доверия и взаимопомощи».
Общественно-управленческое направление.
Одним из важных принципов современной школы является принцип открытости, который подразумевает, в первую очередь, участие в жизни школы всех представителей образовательного процесса: учителей – обучающихся – родителей. Вот почему от совета школы мы перешли к попечительскому совету, на смену которому должен прийти управленческий совет. «В чём существенная разница этих категорий управления школы?» - спросите вы. В первую очередь, в демократизации и гуманизации отношений «ученик-учитель», ведь право решать многие задачи, стоящие перед школой теперь имеют и учащиеся, вошедшие в управленческий совет, влияние же родительского сообщества, его участие в жизни школы становится не менее важным, чем администрации учебного заведения.
Успешной реализации программы развития во многом способствовали материалы красноярских исследователей – разработчиков программы «Школы ступеней обучения». С 2005 года наша школа является республиканской площадкой по апробации модели ШСО. Их творческие работы, материалы по проблеме преемственности, самореализации детей в системе внеурочной деятельности позволили значительно расширить комплексно-целевые программы учебного и воспитательного процессов школы.
Национальный проект направлен на качество образования. Работа над ним рассчитана на длительный срок. По мнению Д. Медведева, первого заместителя председателя Правительства РФ, «наши национальные проекты – это обозначенные национальные проблемы, которые мы стараемся решить, ибо много наносного было оставлено ещё от советского периода». Конечно, эта работа будет идти трудно, но самое главное - мы её начали.
Е. Дроздова,
зам. директора по НМР школы № 1.