(Материалы газеты «Вперед» от 6 декабря 2006 г.)
Образование
Каждый урок – Открытие
Сегодня, когда идёт модернизация образования, особенно остро встаёт вопрос о новой педагогике, которая отличалась бы от прежней тем, что делает упор на вовлечение детей в учение, на совместный труд учителя и детей. Её можно назвать педагогикой сотрудничества. Приёмы и навыки такого учения являются отличительной чертой заслуженного учителя Чувашской Республики, отличника народного просвещения России Валентины Васильевны Видмановой.
Педагогический стаж Валентины Васильевны – более 30 лет – а это значит, что опыт, накопленный за эти годы, даёт ответы на многие вопросы педагогики, которые сейчас встают особенно остро. «Сегодня потеря интереса к учёбе, - сетует Валентина Васильевна, – обусловлена многими факторами, в числе которых на первом месте называются необъятный материал, утомляемость, отсутствие поддержки со стороны родителей, отсутствие видимой цели при изучении предмета».
«Хочу в школу!» - в первосентябрьские дни искренне говорит любой первоклассник. Но проходит год, второй, и уже редкий школьник с удовольствием бежит на уроки. Валентина Васильевна может выстроить учебный процесс так, чтобы этот интерес не угас. На своих занятиях она использует идеи педагогики сотрудничества. И можно наблюдать, как появляется у детей интерес к изучаемому материалу, меняется отношение к учёбе. Не случаен поэтому тот факт, что выпускаемые Валентиной Васильевной классы успешны в учёбе, подкованы интеллектуально, творчески развиты. За годы работы у В.В. Видмановой сложилась целостная педагогическая система, способствующая глубокому изучению педагогических предметов, всестороннему развитию ребенка и формированию общей культуры учащихся. Каждый её урок – это урок-открытие, на котором царит атмосфера творческого поиска, являющегося необходимым условием для получения знаний младших школьников. Коллектив школы поздравляет Валентину Васильевну с юбилеем и желает крепкого здоровья и успехов во всех начинаниях.
Е. Дроздова.
Определены лучшие в экономическом соревновании среди организаций промышленности по итогам 9 месяцев
24 ноября в Министерстве промышленности и энергетики Чувашской Республики состоялось заседание Межведомственной комиссии по подведению итогов экономического соревнования между организациями промышленности и энергетики Чувашской Республики. Рассмотрены результаты работы 53 промышленных предприятий за 9 месяцев 2006 г., деятельность которых оценивалась на основе 15 социально-экономических показателей.
В числе победителей - два предприятия г. Шумерли.
По 2 группе (предприятия с численностью от 600 человек до 1500 человек) 1-е место занял ОАО «Комбинат автофургонов»,
по 5 группе (предприятия с численностью до 100 человек) 1-е место у ГУП ЧР «Шумерлинский издательский дом».
Соб. инф.
Эхо севастопольской трагедии
51 год назад произошла трагедия, унесшая жизнь свыше шестисот человек. Имя ее – линкор «Новороссийск». Нельзя не отнести эту трагедию к Чувашии. В списке умерших числились уроженцы различных уголков республики. Но не только в списках умерших числились чувашские ребята. В числе уцелевших земляков, служивших на линкоре «Новороссийск», и наш шумерлинец Николай Иванович Воронков из города Шумерли.
Много было и воспоминаний о той страшной трагедии, интервью о том, как все произошло, Николай Иванович подробно рассказал в документальном фильме, снятом журналистами канала НТВ.
А на прошедшей неделе Н.И.Воронков встретился с главой города Шумерли В.М. Садыргой. На этой встрече звучали слова благодарности в адрес Николая Ивановича, пожелания здоровья и благополучия. В.М.Садырга подробно остановился на вопросах военно-патриотического воспитания молодежи в городе и повышения уровня жизни ветеранов войны и тружеников тыла.
Памятную книгу о линкоре «Новороссийск» Н.И. Воронкову вручил председатель Чувашского регионального общероссийского движения поддержки флота Н.А. Васильев.
Вновь вспоминались события того дня, 29 октября 1955 года. Глубокой раной Н.И. Воронкову легла на сердце гибель корабля и сослуживцев.
- В ту ночь мы спали на верхней палубе. Когда прозвучал сигнал тревоги, кинулись на свои боевые посты. Паники не было. Была служба. И мы ее исполняли...
Мой пост был в кормовой электроподстанции. Поступил приказ, и я включил помпу для откачки воды. И в это время корабль опрокинулся. Незакрепленные листы посыпались вниз, на меня. От удара я, похоже, потерял сознание, но ненадолго. Очнувшись, услышал, что над головою гудят моторы. Они продолжали работать, из них текло машинное масло. Сообразил, что их следует отключить, иначе все разнесет вдребезги. Дотянулся до рубильника и вырубил энергоснабжение. Сразу стало тихо и темно, как в могиле. Никого рядом. Жутко. Стал кричать. Вскоре послышались голоса. Собралось нас семеро. - Стали думать, как быть дальше. — Первая мысль — поднырнуть под корабль, проплыть под палубой, вынырнуть и позвать на помощь. Меня это не страшило. Бывало, Суру переплывал без отдыха туда и обратно. Только идея оказалась из области фантазий. Тут вспомнили о трубе, которая вела к днищу корабля. Годы, проведенные на «Новороссийске», не прошли даром. Но труба трубой, а в нее еще следовало попасть. Она была прочно задраена. Нужны инструменты. На ощупь разыскали зубило и молоток. И в полной темноте начали отворачивать гайки. Медленно, но дело пошло. Полезли наверх к килю линкора. В трубе — воздух, значит жить будем. Вот и конец пути. Разместились кто на чем. В спину неумолимо подпирала вода. Не знали, что «Новороссийск» довольно быстро погружается в донный ил...
Представьте себе: тьма, группа людей и непомерно растянувшееся время. И вода. Тут Воронков запел популярную матросскую песню «Варяг». Он не предполагал, что на берегу будут слышны их голоса.
Незадолго до катастрофы был изобретен прибор, позволяющий прослушивать происходящее внутри судна. И здесь, в Севастопольской бухте, он прошел первое испытание. То, что было внутри «Новороссийска», транслировалось наверх. Громкость была настолько велика, что пение услышали столпившиеся на берегу севастопольцы.
И тогда стали простукивать днище корабля. Моряки отозвались. Через какое-то время над их головами загорелась полоса раскаленного металла. Днище вырезали, и через него один за другим стали появляться матросы. Последним был Николай Воронков.
А.Каширина
Бронза – это уже победа
С 27 по 28 ноября в г.Чебоксары проходили финальные соревнования по баскетболу среди юношей в зачет IX Спартакиады школьников на Кубок Президента Чувашской Республики 2006-2007 учебного года. Финальной части соревнований предшествовали 2 зональных турнира, в которых наши ребята заняли 1-ые места и вошли в четверку финалистов. Соперниками шумерлинских ребят были две чебоксарские команды (Московский и Ленин- ский районы) и команда г.Новочебоксарска. Соревнования проходили по круговой системе, где каждая команда встречалась друг с другом. В ходе игр наши баскетболисты доказали, что они стоят на одном уровне с сильнейшими баскетболистами республики.
Наш игрок задней линии нападения Вячеслав Трофимов (гимназия № 8) был признан лучшим игроком соревнований. Он показали интересный, интригующий, скоростной и красивый баскетбол. И III-е место среди сильнейших команд республики – это для нас уже победа! Вот имена наших бронзовых призеров: В. Трофимов, С. Табардак, Д. Новичков, Д. Кутырев, Д. Тихонов, С. Ротничихин, Н. Гришин (гимназия № 8), М. Процко, А. Пирожников, Р. Романов (школа № 6).
Хочу пожелать ребятам успехов в начавшемся баскетбольном сезоне, а главное - крепкого здоровья.
В. Брехов,
тренер-преподаватель.
Все хорошо в меру
Известно, что телевидение сегодня остается самым массовым и доступным средством информации. Поэтому оно вызывает интерес и семьи, и школы в связи с его возрастающим влиянием на личностное формирование детей и подростков.
Особенностью восприятия ребенка является преобладание эмоционального отношения к объектам действительности при отсутствии глубоких знаний о них. Отсюда - некритичность ранних детских представлений.
С целью выявления эмоционального воздействия телевизионной информации на школьников среднего звена и старшеклассников в школе № 7 был проведен опрос, предложенный кафедрой психологии Чувашского республиканского института образования.. Всего было опрошено 132 обучающихся в 8 – 11 классах на базе нашей школы.
Ученики получили на вопросы:
1. Какие телевизионные передачи больше всего интересуют?
2. Какое время суток выбираете чаще всего для просмотра телепередач?
3. Какие фильмы предпочитаете смотреть?
4. Фильмы какой страны предпочитаете смотреть?
5. Сколько часов в сутки проводите у телевизора?
Результаты опроса были таковы: школьников больше всего интересуют кинофильмы (16,34%). Время просмотра – вечер (64,97%).
40,8% детей смотрят комедии, большинство обучающихся испытывают интерес к фильмам как отечественным, так и зарубежным, (соответственно 35,5% и 36,2%). Большинство подростков проводят у телевизора 2-3 часа в день.
Дети любят смотреть мультфильмы отечественного производства - 31,1%. Ребята отметили, что «наши» мультики веселые, добрые, смешные, интересные, в них есть смысл.
Было интересно узнать отношение детей к политическим передачам».
Опрос показал, что обучающиеся 8-х классов не смотрят их совсем, предпочитая просмотр телесериалов – 19,19%. 9 – 11-е классы политические передачи интересуют (соответственно 2,49%, 2%, 8,47%).
Это позволило не только выявить эмоциональное состояние обучающихся, но и определить круг жизненных ценностей, формируемых под влиянием телевидения. Вот, например, учащиеся 11-х классов предпочтение отдают классике кинематографа, в частности, «Мастеру и Маргарите». Это обусловлено, не только тем, что это программное произведение, но и своеобразием фильма. Не пропускают ребята и развлекательные шоу (телевизионные игры, юморины, КВН и др.). Интересуют познавательными телепередачами.
Кажется, что уже стало правилом хорошего тона ругать компьютерные игры. Выявили даже синдром болезни – называется игроманией.
Но чего ждет ребенок, впервые севший за компьютер? Конечно, он ждет игры. И если его ожидания оправдались, то можно считать, что психологический барьер перед компьютером позади. Нередко ребенок за компьютерными играми незаметно приобретает рабочие навыки. Это плюс. А вот обучающие программы, какими бы полезными они нам ни казались, не могут конкурировать с играми по увлекательности.
Вопросы, которые мы задали учащимся, должны были выявить, сколько времени в сутки проводит ученик за компьютером.
Оказалось, что дети уделяют одинаковое количество времени работе и игре на компьютере – 1–2 часа.
Игровые салоны для многих подростков стали привычным местом времяпрепровождения. Нередко мы являемся свидетелями того, что, несмотря на поздний час, дети сидят в салонах.
Опросник «Я и СМИ» предложил детям ответить на вопросы:
7. Посещаете ли игровые салоны?
8. Если «да», то, сколько часов в сутки уходит на посещение игрового салона?
9. Какое время суток выбираете чаще всего для посещения игрового салона?
Анкетирование позволило определить, что посещают салоны всего 7,43% школьников.
Вызывает тревогу, что 12,79% посещающих игровые салоны проводят в них более 5 часов в сутки, время посещения – вечер.
Было интересно узнать, в чем польза от посещения игровых салонов. Ответы разнообразные: развлечение, отдых, интересное времяпрепровождение, патриотизм, тренировка, познание, общение. А на вопрос, в чем вред от посещения игровых салонов?, отвечали так: нарушение психики, ухудшение здоровья, трата денег, зависимость.
К сожалению, телевизор и компьютерные игры совсем не оставляют времени не только на чтение художественной литературы, но и на выполнение домашних заданий по предметам.
Педагогам и родителям необходимо обратить внимание на то, что же смотрят их дети, анализировать телевизионные передачи, фильмы, вести обсуждение телепередач в классе и дома. При необходимости вести индивидуальные беседы с обучающимися. Педагогам - использовать телепередачи в учебном процессе.
В целом нам необходимо воспитывать компьютерную культуру, которая предусматривает умеренность во всем, что связано с играми, избирательность в отношении к поступающей информации.
Е. Бакаева, психолог школы № 7.