(Материалы газеты «Вперед» от 15 ноября 2006 г.)
Приглашаем на выставку
Международный день инвалидов будет отмечаться в первое воскресенье декабря. Но уже сейчас в республике проводятся мероприятия для людей с ограниченными возможностями и с их непосредственным участием.
Так, в целях духовно-нравственного просвещения и социальной реабилитации инвалидов Чувашская республиканская организация Всероссийского общества инвалидов при содействии территориальных органов социальной защиты населения и отделов культуры администраций городов и районов Чувашской Республики с апреля по ноябрь проводит выставки художественного творчества инвалидов. В данном мероприятии принимают участие инвалиды всех категорий и всех возрастов, занимающиеся художественным творчеством по следующим видам: изобразительное искусство (живопись, графика), декоративно-прикладное искусство (изделия из камня, дерева, роспись по дереву, лозоплетение), народное искусство (вышивание, вязание, шитье), поэтическое искусство (стихи).
16 ноября в 10.00 часов в здании Центра социального обслуживания населения (проезд Мебельщиков, дом 9) такая выставка откроется и в городе Шумерля.
Приглашаем всех шумерлинцев и жителей района посетить выставку художественного творчества инвалидов города Шумерли и Шумерлинского района.
ОСЗН г. Шумерли.
Женсовет сегодня – реальная сила
В полном составе собрались члены городского женсовета и приглашенные на отчетно-выборную конференцию 9 ноября.
Следуя принятой повестке дня, открыла конференцию председатель совета женщин города Л.В. Григорьева. Представляя вниманию слушателей отчетную информацию о деятельности женсовета за период с апреля 2003 г. по октябрь текущего, она отметила немалые позитивные изменения в жизни горожан по сравнению с началом 2003 года, рассказала о результатах мероприятий, организованных и проведенных непосредственно членами женсовета на своих рабочих местах и во взаимодействии с органами власти.
Выступление председателя дополнили активисты движения Н.А. Николаева, Л.И. Абашина, Т.И. Егорова, на конкретных примерах показавшие, как важно участие женщин в социальной жизни города и что женсоветы сегодня – реальная сила. Их работа, а также инициатива и творческий подход Д.Д. Микулинской и Н.М. Бедретдиновой были отмечены Благодарностями главы г. Шумерли.
Затем прошли выборы нового состава (17 человек) совета женщин города Шумерли и его председателя. Впрочем, трудно назвать его новым, кандидатуры на голосование выносились хорошо знакомые, да и председатель остался прежний. В завершение конференции были выбраны 10 делегатов на 14-й республиканский съезд женщин.
Н. Игнатьева.
«Икары» приняли новую смену
Икары – это и песня, и ветер,
Шар земной и ранний восход.
Все, во что мы так пламенно верим,
Нам нести сквозь годы вперед.
В средней школе № 6 состоялось торжественное посвящение пятиклассников в члены детской общественной организации «Икары». Несмотря на то, что каникулы были в самом разгаре, дети с удовольствием пришли в школу. На лицах улыбки, в глазах искорки-задоринки.
Для пятиклассников постарались и приготовили настоящие испытания уже «оперившиеся» члены «Икаров». Они-то и придумали интереснейшие станции под красивыми и увлекательными названиями: «Песняры», «Головоломка», «Игровая», «Аттракционная», «Угадай-ка». Во время испытаний дети показали музыкальные способности, исполнив песни о природе, умение быстро, уверенно и правильно отгадывать загадки, актерскую игру, оригинальные находки, умение работать в группе, сплоченность в играх, активность, целеустремленность в спортивных состязаниях. Кульминацией посвящения было исполнение ребятами песни «Изгиб гитары желтой» при свечах, в таинственном полумраке. Лидер ДО «Икары» М. Григорьев (11А) торжественно вручил «свидетельство» о том, что пятиклассники с честью выдержали все испытания и приняты в «Икары».
Вот что говорят сами ребята об этом мероприятии:
«Больше всего мне понравилась станция «Угадай-ка». Там дружно и весело отгадывали сложные загадки». (Н. Леонтьева).
«Мне больше всего запомнилась спортивная секция. Ведь нужно было быстро ползать по гимнастической скамейке, точным ударом мяча попасть в ворота и с закрытыми глазами преодолеть препятствия». (К. Капитонова).
«Очень здорово и интересно, при свечах состоялось наше посвящение в «Икары». Никогда не забуду, как мы дружно, обнявшись, встали в круг и исполнили песню «Изгиб гитары…». (Д. Айнетдинов).
«Мне понравилось посвящение в «Икары». Спасибо нашим старшим товарищам!» А. Сапожникова.
Члены ДО «Икары» школы № 6.
Акция «Молодежь за здоровый образ жизни»
Запретами проблему не решить
2 ноября на базе 4 отделения ГУЗ “РНД” г. Шумерли специалистами кабинета медико-социальной реабилитации проведен семинар в рамках акции «Молодежь за здоровый образ жизни». Участниками семинара стали педагоги, психологи общеобразовательных учреждений г. Шумерли и Шумерлинского района, представители комиссий по делам несовершеннолетних, подразделения по делам несовершеннолетних, ДООЦ, Шумерлинского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, дошкольных учреждений.
Открыла семинар заместитель главного врача 4 отделения РНД г. Шумерли Л.М. Егорова, ознакомив присутствующих с приказом Министерства образования РФ «О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде». Реальная наркотическая ситуация и созревшая потребность общества в ее кардинальном изменении диктует необходимость комплексного, концептуального осмысленного подхода к решению проблемы профилактической помощи, предупреждению употребления алкоголя, наркотических веществ. Было отмечено, что профилактические мероприятия должны опираться:
- на методологию формирования у детей и молодежи представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, препятствующих вовлечению в наркогенную ситуацию, на первичную профилактику среди несовершеннолетних; - на раннее выявление и диагностику наркологической патологии;
Психолог В.В. Новикова рассказала о токсикомании - заболевании, протекающем по тем же закономерностям, что и наркомания, но возникающем и при систематическом злоупотреблении некоторыми лекарственными средствами или химическими веществами, не включенными в список наркотиков.
Специалист по социальной работе О.А. Бусарева осветила тему «Психологические и социальные факторы приобщения детей и подростков к наркотическим веществам». Ключевым психологическим фактором приобщения к миру наркотиков в молодежной среде является интерес к необычным и острым ощущениям. А основным социальным фактором выступает уличное окружение, дружеские компании, где потребление психоактивных веществ стало привычной групповой нормой. Дифференцированное действие этих факторов и определят механизм приобщения к наркотическим веществам.
Социальный работник М.В. Илейчева рассказала об антинаркотической пропаганде педагогов и медицинских работников в учебных заведениях.
Присутствующим продемонстрированы видеоклипы «Не бывает чужих детей!» и «Школьная подруга». Каждый участник семинара получил буклеты и памятки: «Я могу защитить себя!», «Обращаться с ребенком. Как?», «Учись быть свободным!», «Дышать или. Дышать».
В заключение социальный педагог Л.П. Градобоева, психолог Е.К. Бакаева ( СОШ №7) и заведующая отделением РГУ «Шумерлинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» С.В. Егорова поделились опытом работы с детьми и подростками «группы риска» по месту учебы и жительства.
Важным аспектом первичной профилактики токсикомании, алкоголизма, наркомании является формирование трезвеннических установок у подростков. За основу этой работы нужно брать не безоговорочные запреты, а воспитание здорового образа жизни, приобщение подростков к общественно-полезному труду, вовлечение в различные кружки и спортивные секции. Воспитание подростков должно начинаться с момента рождения ребенка. Именно такая повседневная работа подготавливает молодого человека к самостоятельной, правильной оценке своего образа жизни и повышает его общую культуру и нравственность.
Получить необходимую помощь и необходимую информацию вы всегда можете в наркологическом диспансере по адресу: улица МОПРа, д. 6, или по телефону 5-41-19.
О. Бусарева,
специалист по социальной работе ГУЗ «РНД».
Год духовного прсвещения
Книга учила жить и работать
В Государственном архиве современной истории Чувашской Республики хранятся документы общественных объединений, которые стремились вносить весомый вклад в духовное развитие нашего населения. Одним из них было Правление Чувашского республиканского отделения Всероссийского добровольного общества любителей книги.
Правление было создано на основании протокола учредительной конференции Чувашского республиканского отделения от 10 июля 1974 г. С января 1980 г. Правление Чувашского республиканского отделения стало именоваться Правлением Чувашской республиканской организации Всероссийского добровольного общества любителей книги. Организация была призвана содействовать улучшению пропаганды книг и других произведений печати, более активному их использованию в воспитании трудящихся, широкому привлечению общественности к распространению литературы, объединению и координированию деятельности книголюбов. Также оно содействовало эффективному использованию книжных фондов государственных, профсоюзных, общественных библиотек, личных собраний книголюбов, продлению жизни книги, созданию музеев и домов книги.
В состав Правления Чувашской республиканской организации Всероссийского добровольного общества любителей книги входили районные организации г.Чебоксар и городские организации в республике, к примеру, в Шумерле.
Из отчета Шумерлинской организации добровольного общества книголюбов за 1986 г.:
«Шумерлинская организация ДОК в своих рядах насчитывает более 8 тыс. членов общества. Шумерлинская организация принимала активное участие в проводимых смотрах-конкурсах, в конкурсе на лучший книжный магазин, в конкурсе общеобразовательных школ «Живи, книга!». Во всех школах висят экраны успеваемости и состояния учебников. С учащимися проводятся беседы по темам, связанным с ролью книги в жизни человека, с созданием, хранением, бережным их использованием.
Завершилась Всероссийская читательская конференция «Путь к Победе», которая продолжалась в течение года. Во время Всероссийской конференции библиотеки значительно активизировали свою работу. Взять хотя бы Саланчикскую библиотеку, там в течение нескольких лет работает клуб книголюбов «Подвиг».
Интересную работу проводил клуб книголюбов «Ключ», организованный в городской детской библиотеке им. С.Я. Маршака при Дворце пионеров. Первичная организация Краснооктябрьской школы подготовила и провела в СДК устный журнал «Голос миролюбивой общественности».
Не остается без внимания книголюбов и атеистическая пропаганда. 1985-1986 гг. ознаменованы астрономическим событием исключительного значения. На земном небосклоне появилась комета Галлея – самая знаменитая из периодически возвращающих комет. В первичной организации комбината автофургонов совместно с комитетом комсомола и библиотекой клуба «Восход» провели атеистический вечер «Необыкновенные небесные явления» с применением схем, плакатов, фильмоскопа.
В 1987 году наш город будет отмечать свой 50-летний юбилей. К этой дате книголюбы готовятся особенно тщательно. В Шумерлинской организации работают 12 киосков на общественных началах, 12 общественных распространителей. Для более действенной работы по пропаганде литературы созданы научно-методические советы. Большая работа проводится по сбору предварительных заказов».
М. Потатурина,
гл.специалист отдела публикации и использования Госархива современной истории Чувашской Республики.
Спорт
Новые вехи в истории шумерлинских шахмат
X спартакиада среди школьников на Кубок Президента Чувашской Республики включает в себя состязания по 13 видам спорта, из них 2 вида – это шахматы и шашки. 2 ноября шахматисты г. Шумерли внесли свой взнос в общую копилку, заняв 2-е место.
Каждый год система проведения соревнований в зачёт спартакиады претерпевает изменения, будь то количество туров или подсчёт результатов, или сама система игры: круговая, круговая в подгруппах или швейцарская, как в этот раз. Одно лишь остаётся неизменным – контроль времени. Каждому участнику отводится 15 минут на попытку объединить знания и умения с оптимальной скоростью принятия решений. Кроме того, спортсмену необходимо успеть скорректировать своё состояние к следующему туру, ведь закончившийся не оставляет игрока равнодушным к произошедшим событиям в партии и уж тем более к исходу матча. По замыслу организаторов, соревнование в пять туров должно было выявить сильнейшую команду из 15 допущенных в финал.
Насколько готовы были Сергей Иовлев, Дамир и Камиль Каюмовы, Ольга Гизатуллина к этим испытаниям, можно было судить по уверенности в своих силах и решимости продолжить спор за абсолютную победу.
Так получилось, что четыре команды выиграли по четыре матча из пяти и имели все основания претендовать на 1-ое место. Дополнительные показатели силы команд оставили без медалей спортсменов из села Красные Четаи, поставив их на 4-ое место. Третьим призёром стала команда Ленинского района г. Чебоксар, поверженная на финише шумерлинцами. Переходящим кубком завладела команда г. Новочебоксарска, не сыгравшая с нашими шахматистами.
Отрадно, что воспитанники секции «Дебют» вновь, уже в командном выступлении, показали себя достойно.
С 24 по 26 ноября нам предстоит впервые в истории шумерлинских шахмат стать свидетелями и участниками полуфинала чемпионата Чувашской Республики по шахматам среди мужчин. Шумерля не случайно избрана местом проведения отборочного этапа чемпионата республики. Уже 10 лет ученики секции «Дебют» занимают первые и призовые места в республиканских турнирах, а Михаил Чирков и Татьяна Жданович являются участниками российских первенств, выпускник Олег Петров отличился в юношеском первенстве г.Йошкар-Олы. Одним из условий совершенствования мастерства юных дарований всегда было и остаётся приобретение опыта в творческих поединках с представителями старших поколений.
Приглашаем ценителей шахматной игры в Дом детского творчества поддержать в эти дни шумерлинских участников, имеющих большой стаж в шахматных приключениях.
В. Мясников, педагог дополнительного образования
Дома детского творчества.
Удачных стартов!
28 октября в Чебоксарах прошли республиканские соревнования по легкой атлетике среди учащихся детско-юношеских спортивных школ 1994-1996 гг.р.
Традиционно шумерлинцы занимают на этих соревнованиях призовые места. В этот раз сезон открывали ребята, которые совсем недавно начали заниматься легкой атлетикой, но уже показали неплохие результаты.
В прыжках в высоту среди юношей 1994 г.р. первенствовал Асад Исса (школа № 2) с результатом 135 см, на десять сантиметров опередив ближайшего соперника. В беге на 60 м по самой младшей группе 1996 г.р., вторым был Евгений Михайлов (школа № 2), также он был близок к призерам и в беге на 300 м. Достаточно успешно выступили Никита Куликов (школа № 2) и Анна Писарчук (гимназия № 8). И другие ребята, выступившие впервые, достойны похвалы. Среди них Ксения Сапарова (школа № 1), Дима Володин (школа № 2), Валерия Ковакова (школа № 6), Анна Явасова, Надя Пояндаева, Стас Григорьев, Евгений Морозов, Никита Кальянов (все - школа № 7).
Хочется всем ребятам пожелать дальнейшего спортивного роста, удачных стартов. Пусть желание быть первыми в них не иссякнет.
Г. Майорова,
тренер-преподаватель по легкой атлетике.
Результаты радуют
5 ноября в Чебоксарах прошел открытый чемпионат Чувашской Республики по жиму штанги лежа. В нем принимали участие представители 5-ти городов и районов республики, а также атлеты из Республики Марий Эл.
Наш город представляли силовики из с/к «Богатырь».
В весовой категории до 125 кг выступал дебютант команды Сергей Федоров, служащий райсуда. С результатом в жиме лежа 160 кг он занял 3-е место. И это только начало.
В весовой категории 110 кг чемпионом стал неоднократный победитель республиканских соревнований, служащий Шумерлинского отделения Сбербанка Михаил Серов, его результат в зачетной попытке – 200 кг, в незачетной попытке он выжал штангу в 210 кг.
В весовой категории 100 кг хорошо выступил и улучшил свои результаты кандидат в мастера спорта, сотрудник ГОВД Виктор Краснояров. В зачетной попытке он выжал штангу 160 кг, в незачетной попытке ему покорился вес в 170 кг. У него есть хорошая перспектива выполнить в будущем году норматив мастера спорта.
С. Сырмолотов,
тренер-преподаватель ДООЦ.
Здравоохранение
Ребенок гиперактивен. Что делать?
В нашем городе функционирует Центр психолого-медико-социального сопровождения, основной целью которого является обеспечение диагностико-коррекционного, психолого-медико-социального сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в интеллектуальном развитии, поведении, их социальной адаптации.
Если вы и ваш ребенок нуждаетесь в помощи, специалисты Центра определят уровень психического развития вашего ребенка, найдут причину отклонения и выработают адекватные для него формы обучения, а также рекомендации для максимальной реабилитации ребенка с проблемами в развитии. Родители (законные представители) могут обратиться в Центр для оказания им консультативной помощи в воспитании и обучении их детей. Этим занимаются психолог и социальный педагог Центра. А дошкольный и школьный логопеды помогут в устранении дефектов речи ребенка, если они имеются.
В последнее время к нам часто стали обращаться родители по поводу гиперактивности их детей, т.е. импульсивности, чрезмерной возбудимости, неумения сдерживать свои желания и управлять своим поведением. В настоящее время эта проблема особенно актуальна, т.к. психомоторное беспокойство, расторможенность и повышенная раздражительность мешают таким детям адаптироваться к жизни в обществе, усваивать школьную программу. Опасность состоит в том, что при неблагоприятных обстоятельствах в подростковом возрасте поведение гиперактивных детей может стать девиантным, т.е. отклоняющимся от общепринятых норм поведения.
Из-за неустойчивого настроения и вспыльчивости этих детей у них часты конфликты с окружающими. Постоянно находясь в движении, ребенок ежеминутно что-то трогает, хватает, задает массу вопросов. Из-за неумения слушать он удовлетворяется первыми словами ответа и не стремится понять суть явления. Поэтому его багаж знаний очень мал, а представления об окружающем мозаичны и упрощены.
Необычность поведения детей с гиперактивностью – это специфическая особенность психики, обусловленная как физиологическими (нарушения деятельности отдельных структур мозга, наследственность, патологии беременности и родов), так и психосоциальными факторами (неадекватный стиль воспитания в семье, психотравмы). Поэтому таким детям требуется особое терпение и участие со стороны взрослых. Чтобы помочь им адаптироваться и быть успешными, важно выработать единую систему требований в образовательном учреждении и семье.
Можно порекомендовать ряд приемов для коррекции поведения гиперактивного ребенка, при этом необходимо избегать проявлений чрезмерной мягкости и не требовать от ребенка того, что он не в состоянии выполнить.
Прием первый. Использование определенных правил и положительного подкрепления.
Члены семьи устанавливают правила, которые должны быть простыми, понятными, предусматривающими время для выполнения. Нужно поощрять целенаправленную, сосредоточенную деятельность, хвалить ребенка, если ему удалось довести начатое дело до конца.
Прием второй. Ежедневное выполнение определенного распорядка дня.
Гиперактивному ребенку особенно трудно распределять свои силы и время. Поэтому вместе с родителями он обсуждает распорядок дня: прием пищи, прогулки, домашние дела, время сна.
Прием третий. Регулирование информации и выбор необходимых дел.
Гиперактивным детям сложно выполнять многословные инструкции, которые даются взрослыми. Например, если ребенка просят пойти в свою комнату, застелить кровать, убрать в шкафу одежду, вынести мусор и т.д., то всё это остается невыполненным.
Поэтому нужно выбрать наиболее важные дела, с которыми ребенок в состоянии успешно справиться в течение дня (например, заправить постель и убрать игрушки).
Эффективным способом напоминания могут стать рисунки, соответствующие содержанию предстоящих дел (например, если нужно заправить постель, нарисуйте кровать и повесьте рисунок на видном месте). Когда задание выполнено, ребенка обязательно следует похвалить, только после этого можно просить его убрать игрушки.
Прием четвертый. Применение цветовых обозначений.
Поскольку вещи и предметы в комнате ребенка часто представляют собой хаотичную массу, в наведении порядка помогут цветовые обозначения.
Ящики шкафа и письменного стола можно наметить разным цветом: красным – ящик для бумаг, альбомов, красок и т.д.; зеленым – для одежды; желтым – для игрушек и т.д.
Хорошо заметная цветовая маркировка, которая дополнена рисунками, соответствующими содержимому ящика, обычно позволяет ребенку успешно решить проблему.
Прием пятый. Упорядочивание окружающей обстановки с ограничением отвлекающих факторов, контролем за плохими привычками и изменениями действий.
Когда родители формируют для гиперактивного ребенка какое-либо правило поведения, он обычно возражает. Не стоит начинать долгий спор. Просто объясните, что соблюдение правила принесет пользу именно ему, и снова повторите, чего вы хотите. Дайте ему понять, что за хорошее поведение он получит поощрение, награду. И наоборот, невыполнение правил повлечет за собой штраф. Штрафом может быть временная отмена значимых для ребенка занятий: любимой игры, прогулки с друзьями и др.
Если ребенок продолжает возражать, можно прекратить разговор и спокойно выйти из комнаты, сославшись на другие дела. Через некоторое время повторить свое требование. Так может повторяться несколько раз, поэтому стоит запастись терпением.
В комплексной коррекции незаменимы физкультура и спортивные занятия, т.к. регулярные тренировки дисциплинируют. Для детей младшего возраста полезны занятия ритмикой, а детям постарше – занятия танцами, теннисом, плаванием.
Н. Данилова, педагог-психолог .