Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта -
http://gshum.cap.ru/
Шестнадцать шумерлинцев были представлены к юбилейной медали «65 лет освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков». В их числе был Василий Кондратьевич Симсов.
В составе действующей армии он воевал на Калининском, Прибалтийском фронтах, дошел до Белоруссии. В оборонительных боях под Витебском в конце 1943 года был тяжело ранен и контужен. Воевал в составе 334-го стрелкового полка 47-й орденов Ленина и Суворова II ст. Невельской ст. дивизии 4-й ударной армии I Прибалтийского фронта. Награжден орденами Славы III степени, Отечественной войны I степени, двумя орденами Почёта и 13 медалями.
Сегодня мы публикуем его фронтовые воспоминания.
“В моей фронтовой жизни было немало запоминающихся боевых эпизодов. В их числе – события, связанные с освобождением Городокского и Шумилинского (Сиротинского) районов Витебской области. Мы, молодые бойцы, прибывшие из Гороховецких лагерей, обученные, я бы сказал, в суровых здешних условиях, попадая на передовую, проявляли отвагу, смелость, я бы даже сказал, дерзость в боях.
Бои в Белоруссии, особенно под Витебском, были тяжелые. Немец, хоть и отступал, но яростно сопротивлялся. Фашисты цеплялись за каждый плацдарм, за каждый населенный пункт. Наши войска в составе двух фронтов под командованием И.Х. Баграмяна и И.Д. Черняховского, начиная с ноября 1943 г., перемалывали ударные группировки врага на белорусском направлении. Эти действия и обеспечили успешное продвижение частей Красной Армии на этом участке фронта летом 1944 года.
На подступах к г. Городку мне и моему отделению приходилось несколько раз смотреть смерти в лицо. Первый раз - когда немцы двинули в наступление на наши позиции свои танки, до полутора десятков единиц. Вверенное мне отделение, вооруженное двумя расчётами ПТР, в этом бою сбило два танка и огнем ручного пулемета уничтожило экипаж немецких танков. В этом же бою нами и другими бойцами по соседству обороны было уничтожено более двух десятков фрицев и 4 немецких танка, в том числе два «Тигра» и одна самоходная артиллерийская установка. Остальные танки, видя и чувствуя силу удара наших бронебойщиков и артиллерии, повернули назад.
Первое боевое крещение я принял возле железнодорожной станции Железница на Псковщине. Наше подразделение во главе со своим комбатом ночью продвигалось по направлению к передовой линии фронта. В ночной темноте плохо ориентироваться на местности, поэтому комбат несколько раз останавливал батальон, чтобы посмотреть карту, посоветоваться с командирами рот, взводов. Но катастрофа была неминуема, мы наткнулись на немецкие передовые позиции и услышали немецкий «хальт» и беспорядочную ночную стрельбу - стреляли в упор, трассирующими.
Незнание местности стоило многих жизней, десятки наших солдат лежали мертвые на земле, многие были ранены. Тем не менее бойцы и командиры быстро приступили к контратаке – другого выхода не было. Ценой потерь батальон до утра находился в обороне.
А утром вновь были бои… Наш взвод получил приказ освободить от немцев высотку. Силы были неравные, немцы занимали позицию в стратегическом плане весьма выгодную. Противник решил поменять тактику наступления, отрезать наше подразделение от основной части полка и, окружив, уничтожить нас. Разведка своевременно узнала о замыслах немецкого командования, и наш батальон экстренно перебросили на участок, где предполагалось немецкое наступление. Этот эпизод боев до сих пор жив в моей памяти.
Наш батальон своим выходом в наступление должен был упредить немцев. Бой был трагический: наше соединение наткнулось на сплошные минные поля, и мы полностью раскрыли перед немецким командованием свой план наступления. Немец, «проснувшись», стал бить по прямой наводке из артиллерии и из всех видов оружия по нашим наступающим цепям. Стоял кромешный ад! В декабре снежное поле моментально превратилось в сплошную грязь. Немцы несколько раз поднимались в атаку, но наши бойцы знали, что отступать им некуда, били изо всех видов оружия. И контратака немцев захлебнулась!
Очередной раз мы поднялись в атаку и, наконец, немцы не выдержали натиска и с боями отступили на второй эшелон. Немецкий плацдарм нашими солдатами был взят.
И таких героических страниц в истории Великой Отечественной немало. В сражениях за освобождение только одного Шумилинского (Сиротинского) района Витебской области, где проходила наша 47-ая НСД, смертью храбрых погибли более 50 уроженцев из Чувашии. Все они похоронены в братских могилах, находящихся на землях Витебщины. Сегодня мы склоняем головы перед могилами павших товарищей и говорим: «Вечная память героям!» Свято чтут эту память в каждом уголке нашей страны, за свободу которой солдаты отдали свои жизни. Поэтому уместно сегодня подумать о проведении акции «День памяти». Пусть это будет день труда во имя тех, кто погиб, и тех, кто самоотверженно работал в тылу. А заработанные деньги пусть будут перечислены на сооружение новых памятников погибшим, на обновление старых, на реставрацию и строительство музеев и комнат боевой и трудовой славы. Пусть в этот день, оповещая о начале митингов, повсеместно прогремят салюты, озарят небо фейерверки”.