Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта -
http://gshum.cap.ru/
«Над городом вознесся планер,
Что был надеждой партизан,
Когда еще безусый парень
Летел на нем во вражий стан. (А. Бурашников)
27 июня 1987 года в сквере на улице Ленина был установлен в память землякам шумерлинцам – труженикам авиационного завода №471 и воинам планеристам-десантникам монумент планера. Планер представляет собой копию планера военных лет.
Предлагаю вспомнить историю создания планера.
До Великой Отечественной войны в нашей стране военные планеры серийно не выпускались. Хотя планерный спорт был широко развит и многим выдающимся летчикам дал дорогу в большую авиацию, но тяжелых планеров у нас не было. Война поставила неотложную задачу разработки и выпуска такой техники.
В августе 1941 года в Шумерле на базе деревообделочного комбината разворачивается авиационное производство. В предельно сжатые сроки создаются новые производственные площади, строятся цехи, монтируются станки и агрегаты, обучаются кадры. А кадровые рабочие из мужчин ушли на фронт. За станки встали женщины и подростки. И коллектив комбината уже в декабре сорок первого года выпустил сверх плана первую серию тяжелых планеров Г-11. Это были первые в нашей стране военные планеры.
Большую роль в разработке конструкции, в организации испытаний и производства сыграл талантливый летчик, планерист и конструктор Владислав Константинович Грибовский. Он в то время встал во главе завода и конструкторского коллектива. В.К.Грибовский вместе с планеристом Степанченком первые в нашей стране начали эру полетов планеров на буксире за самолетом , что успешно использовалось в боевых операциях в Отечественную войну.
В Шумерле построили первый планер Г-11 с двойным управлением , который был необходим для обучения пилотов. Из авиационно-планерного полка за двухместным планером прилетел пилот Н.И.Богданов, который в послевоенные годы вспоминал: «…А в Шумерле заказали справку… Одновременно мне пришлось облетывать несколько штук планеров, чтобы пустить всю серию для производства.»
Шумерлинский авиазавод по выпуску планеров был головным предприятием. В дальнейшим его документацией пользовались другие заводы, выпускавшие десантные планеры.
В конце 1942 года начале 1943–го в некоторых партизанских отрядах Белоруссии и Украины сложилась исключительно тяжелая обстановка. Кончились боеприпасы, продукты питания израсходованы. Партизаны окружены плотным кольцом карателей. Вот в такой момент в ночной мгле появились бесшумные планерные крылья. Один за другим садятся на партизанской площадке груженные до отказа десантные аппараты: ружья ПТР, взрывчатку, радиосредства, продукты питания и другие необходимые грузы доставили партизанам планеры.
«Ура!Ура! Каратели получили по заслугам: подбито и подорвано 12 танков, выведено из строя более 400 карателей. Наши люди в безопасности. Слава советским летчикам-планеристам», - телеграфирует на Большую Землю командир партизанского отряда им. Железняка.
Более 30 партизанских бригад и отрядов Белоруссии и Украины получили самую необходимую помощь от планеристов. В отдельные ночи в глубоком тылу противника совершали посадку до 70 планеров.
Вот так создавались и летали на рискованные задания «Шумерлинские крылья».