Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам в помощь государственным и муниципальным заказчикам представила актуальные вопросы по применению Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд":
Закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
В отличие от действующего Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ процедура закупки у единственного поставщика значительно меняется со вступлением в силу Закона о контрактной системе и усложняет работу заказчиков.
1. В соответствии с новым законом заказчикам в отношении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) необходимо:
предусматривать данные закупки в плане закупок и в плане-графике закупок (ст.17, ст. 21 Закона № 44-ФЗ);
во всех случаях закупок у единственного поставщика перед заключением контракта обосновать в документально оформленном отчете:
невозможность или нецелесообразность использования иных способов закупок;
цену контракта;
иные существенные условия контракта (ч.3 ст.93 Закона № 44-ФЗ).
Указанный отчет размещается заказчиком в единой информационной системе (п.13 ч.3 ст.4 Закона № 44-ФЗ).
В контракт необходимо включать расчет и обоснование цены контракта (ч.4 ст.93 Закона № 44-ФЗ).
2. При осуществлении закупки у единственного поставщика в отдельных случаях требуется предварительное размещение в единой информационной системе извещения о закупке. К таким случаям относятся:
закупки товаров, работ, услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях";
оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению, по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым ценам (тарифам);
оказание услуг по осуществлению авторского контроля за разработкой проектной документации объекта капитального строительства, проведению авторского надзора за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объекта капитального строительства соответствующими авторами, на проведение технического и авторского надзора за выполнением работ по сохранению объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации авторами проектов;
произведений литературы и искусства определенных авторов, в случае, если единственному лицу принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на такие произведения;
закупка печатных изданий или электронных изданий определенных авторов у издателей таких изданий в случае, если указанным издателям принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на использование таких изданий, для обеспечения деятельности образовательных учреждений и библиотек и т.д.
Такое извещение не позднее чем за 5 дней до даты заключения контракта размещается в единой информационной системе. Извещение должно содержать сведения о заказчике, информацию о предмете закупки (цена, количество, место и сроки поставки, источник финансирования и т.д.), об имеющихся ограничениях участия, размер обеспечения исполнения контракта.
3. В случаях осуществления закупок у единственного поставщика на основании пп.1, 2, 3, 6, 7, 11, 12, 14, 16, 18, 19, 24, 25 ч.1 ст.93 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан установить требование об обеспечении исполнения контракта. Следовательно, начиная с 01.01.2014 при заключении контрактов на оказание, например, услуг связи, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, также необходимо установить требование об обеспечении исполнения контракта. Размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от 5 до 30 % начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. Требования об обеспечении исполнения контракта должны быть предусмотрены в извещении о закупке и в самом контракте.
4. В случаях осуществления закупок у единственного поставщика на основании пп. 2, 3, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 16, 19, 20, 21, 24, 25, 28 ч.1 ст.93 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан привлекать к приемке продукции экспертов или экспертные организации для проведения экспертизы поставленного товара (работ, услуг). Каждая партия поставки товара, этапы выполненных работ, услуг должны сопровождаться экспертизой. Заключения по результатам экспертизы поставленного товара (работ, услуг) являются приложением к отчету о результатах исполнения контракта и размещаются в единой информационной системе.
5. Доля закупок "малого объема" (до 100,0 тыс. руб.) не должна превышать 5% общего объема закупок по плану-графику, и не должна превышать 50,0 млн. в год. Таким образом, при осуществлении закупок малого объема заказчиком должен быть организован постоянный мониторинг соблюдения данного ограничения.
6. Из перечня оснований для закупки у единственного поставщика исключены закупки электрической энергии. В соответствии с новым законом указанную продукцию необходимо закупать путем проведения конкурентных процедур, в том числе заказчик вправе воспользоваться запросом предложений. Учитывая, что количество гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории республики ограничивается одним лицом, целесообразным является заключение таких договоров на 2014 год в текущем году на основании ст. 55 Федерального закона № 94-ФЗ.
7. Из перечня оснований для закупки у единственного поставщика также исключены закупки по результатам несостоявшихся торгов, когда нет претендента на заключение контракта.
Начиная с 01.01.2014 в случае признания открытого конкурса несостоявшимся в связи с отсутствием заявок, заказчик вносит изменения в план-график и осуществляет проведение повторного конкурса со сроком подачи заявок не менее 10 дней (в случае если предмет и условия контракта остаются неизменными). В случае признания повторного конкурса несостоявшимся в связи с отсутствием заявок заказчиком заказчик вносит изменения в план-график и осуществляет данную закупку путем проведения запроса предложений (при этом объект закупки не может быть изменен) или иными конкурентными способами.
В случае признания электронного аукциона несостоявшимся в связи с отсутствием заявок, заказчик вносит изменения в план-график и осуществляет данную закупку путем проведения запроса предложений (при этом объект закупки не может быть изменен) или иными конкурентными способами.
В случае признания запроса предложений несостоявшимся в связи с отсутствием заявок, заказчик вносит изменения в план-график и осуществляет данную закупку повторно таким же способом или иными конкурентными способами. Следовательно, процедура запроса предложений будет проводиться до тех пор, пока не будет подано хотя бы одной заявки, соответствующей всем требованиям заказчика.
Порядок проведения запроса предложений (приложение к письму)
При проведении запроса предложений требуется составление документации, которая одновременно с извещением и проектом контракта размещается в единой информационной системе за 5 дней до вскрытия конвертов с заявками участников.
Наряду с размещением извещения заказчик вправе направить приглашения принять участие в запросе предложений лицам, способным осуществить поставки товаров (работ, услуг), являющихся объектами закупок. В случае если заказчиком будет принято соответствующее решение о направлении приглашений, то такие приглашения также должны быть направлены лицам, с которыми в течение 18 месяцев, предшествующих проведению запроса предложений, заключались контракты в отношении тех же объектов закупки (при условии, что указанные контракты не были расторгнуты в связи с нарушением поставщиками условий указанных контрактов).
Заявки на участие в запросе предложений подаются в письменной форме в запечатанных конвертах или в форме электронного документа. Требования к содержанию и составу документов, включаемых участником в заявку, форма заявки устанавливаются заказчиком самостоятельно в документации о проведении запроса предложений, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников.
Участниками запроса предложений дважды подаются заявки, содержащие соответственно первоначальное и окончательное предложение относительно условий исполнения контракта. В связи с этим в документации о проведении запроса предложений должны быть определены требования к составу и содержанию первоначальной заявки, так и требования к составу и содержанию окончательной заявки.
Победителем запроса предложений признается участник закупки, направивший лучшие условия исполнения контракта именно в окончательном предложении.
В случае, если на участие в запросе предложений поступила одна заявка, запрос предложений признается несостоявшимся и у заказчика возникает право согласовать заключение контракта с контролирующим органом.
В случае, если на участие в запросе предложений не поступило ни одной заявки, запрос предложений признается несостоявшимся, закупка осуществляется повторно.
Если на участие в запросе предложений заявки поданы, осуществляется процедура вскрытия конвертов. При этом заказчик обязан предоставить всем участникам запроса предложений возможность присутствовать при вскрытии конвертов с их заявками.
Непосредственно перед вскрытием конвертов заказчик обязан публично объявить присутствующим о возможности подачи заявок, изменения или отзыва ранее поданных заявок.
В этот же день комиссией осуществляется рассмотрение и оценка поступивших заявок, а также оглашение условий исполнении контракта, признанной лучшей заявкой. Комиссией оглашаются только условия исполнения контракта, содержащиеся в заявке, признанной лучшей по результатам первоначальной оценки. Иные сведения, в том числе об участниках, подавших заявки, оглашению не подлежат.
Огласив полученные результаты оценки, комиссия заказчика должна предложить участникам запроса предложений направить окончательные предложения не позднее рабочего дня, следующего за датой проведения запроса предложений.
Выписка из протокола проведения запроса предложений размещается в единой информационной системе течение 1 часа после его завершения. Протокол должен содержать: перечень отстраненных от участия в запросе предложений участников с указанием оснований отклонения; условий исполнения контракта, содержащихся в заявке, признанной лучшей, без объявления участника, который направил такую заявку.
Вскрытие конвертов с окончательными предложениями осуществляется на следующий день после даты завершения запроса предложений и фиксируется в итоговом протоколе. Участники запроса предложений, направившие окончательные предложения, вправе присутствовать при вскрытии конвертов с окончательными предложениями. Итоговый протокол и первый протокол запроса предложений размещаются в единой информационной системе в день подписания итогового протокола. Итоговый протокол должен содержать: все условия, указанные в окончательных предложениях; решение о присвоении порядковых номеров окончательным предложениям; условия победителя запроса предложений.
Заказчик обязан обеспечить осуществление аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений и конвертов с окончательными предложениями.
Заказчиком во всех случаях проведения запроса предложений должно быть установлено требование об обеспечении исполнения контракта.
Электронный аукцион
Электронный аукцион проводится в случаях, если товары, работы, услуги включены в перечень, установленный распоряжением Правительством Российской Федерации от 30.10.2013 № 2019-р.
Срок подачи заявок:
до 3 млн. рублей - 7 дней,
более 3 млн. рублей - 15 дней;
внесение изменений - не позднее чем за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок;
рассмотрение первых частей заявок - не более 7 дней;
рассмотрение вторых частей заявок - не более 3 дней независимо от цены контракта.
Все протоколы, которые составляются комиссией при проведении аукциона, размещаются в единой информационной системе и направляются оператору электронной площадки. В настоящее время протоколы направляются только оператору электронной площадки.
Протоколы, оформляемые аукционной комиссией, подписываются только членами комиссии (в настоящее время требуется подпись представителя заказчика или уполномоченного органа).
Размер обеспечения заявки составляет от 0,5 до 5% начальной цены контракта, но если начальная цена превышает 3,0 млн.руб. - 1%.
Участник во второй части заявки должен приложить документы, подтверждающие соответствие товара, (работы, услуги) требованиям законодательства РФ (например, регистрационное удостоверение). При этом заказчик в составе второй части заявки может затребовать документы, которые по законодательству РФ предоставляются вместе с товаром (например, декларацию о соответствии).
Заключение контракта по электронному аукциону будет осуществляться не на электронной площадке, а в единой информационной системе. Данное положение будет действовать после отбора новых электронных площадок и функционирования таких площадок.
Открытый конкурс
срок подачи заявок - 20 дней до даты вскрытия конвертов;
внесение изменений - не менее чем 5 дней до даты окончания срока подачи заявок;
рассмотрение и оценка заявок - не более 20 дней с даты вскрытия конвертов;
заключение контракта - не ранее 10 не позднее 20 дней с даты размещения на сайте протокола рассмотрения и оценки заявок.
Установлена обязанность заказчика предоставить возможность всем участникам конкурса присутствовать при вскрытии конвертов с заявками. Заказчик признается исполнившим эту обязанность, если участникам конкурса предоставлена возможность получать в режиме реального времени полную информацию о вскрытии конвертов с заявками (ч.2 ст.52 Закона № 44-ФЗ).
Сократился перечень критериев оценки заявок на участие в конкурсе. Такими критериями могут быть:
цена контракта;
расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки.
Отсутствуют такие критерии, как: срок поставки; гарантийный срок.
Экспертиза результатов, полученных по контрактам
Закон № 44-ФЗ возлагает на заказчика новую обязанность – проведение экспертизы результатов, полученных по контрактам (ч.3 и 4 ст.94 Закона № 44-ФЗ).
Цель экспертизы – проверка предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта.
Экспертиза проводится как по итогам исполнения всего контракта, так и по каждому этапу исполнения контракта: каждый случай приемки товаров (работ, услуг) должен сопровождаться экспертизой.
В большинстве случаев заказчик вправе провести экспертизу своими силами. В этом случае экспертиза может быть проведена любыми работниками заказчика, в должностных обязанностях которого будет закреплено проведение экспертизы результатов, полученных по контрактам.
В отдельных вышеуказанных случаях (все они связаны с закупкой у единственного поставщика, ч.4 ст.94 Закона № 44-ФЗ) заказчик не может провести экспертизу своими силами, а обязан привлечь внешних экспертов, независимые экспертные организации. Привлечение внешних экспертов, независимых экспертных организаций должно производиться заказчиком в порядке, предусмотренном Законом № 44-ФЗ, так как это связано с расходованием бюджетных средств.
Отчетность заказчиков по контракту
Согласно ч.9, 10 ст. 94 Закона № 44-ФЗ заказчик должен подготовить и разместить в единой информационной системе отчет об исполнении контракта в целом и об исполнении каждого этапа контракта. К такому отчету прилагаются:
- заключение по результатам экспертизы поставленного товара (работ, услуг);
- документ о приемке таких результатов либо иной документ, определенный законодательством.
Расширен состав сведений, которые подлежат внесению в реестр контрактов. С 1 января 2014 года в реестр контрактов необходимо включать следующие документы и сведения:
- электронную копию заключенного контракта;
- документ о приемке поставленного товара (работ, услуг);
- наименование страны происхождения или информацию о производителе товара.
Ответственность сторон по контракту
Вопросы ответственности сторон по контракту регулируются ч.5-9 ст. 34 Закона № 44-ФЗ. Законом выделены две меры ответственности, которые могут быть применены к стороне, нарушившей условия контракта:
Пени – начисляется в случае просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом; исчисляется исходя из суммы просроченного обязательства и продолжительности такой просрочки;
Штрафы – начисляются за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы.
Необходимо отметить, что начиная с 01.01.2014 взыскание с поставщика (подрядчика, исполнителя) неустойки в виде штрафа и пени является не только правом, а обязанностью заказчика. В Законе № 44-ФЗ оговорено, что органы государственного (муниципального) контроля осуществляют контроль в том числе в отношении применения заказчиком мер ответственности в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (п.4 ч.8 ст.99 Закона №44-ФЗ).
Аренда имущества
В соответствии с п.3 ч.1 ст.1 Закона № 44-ФЗ аренда имущества относится к сфере регулирования Закона о контрактной системе. В связи с этим начиная с 01.01.2014 аренду имущества необходимо осуществлять с учетом положений Закона № 44-ФЗ, путем проведения конкурентных процедур.
|
Порядок проведения запроса предложений
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
минимум 5 дней
|
|
1 день
|
|
1 раб. день
|
|
7-20 дней
|
|
↓
|
|
↓
|
|
↓
|
|
↓
|
|
подача заявок
|
|
рассмотрение
и оценка
|
|
подача окончательных предложений
|
|
заключение
контракта
|
|
↓
|
|
↓
|
|
↓
|
|
↓
|
|
извещение и документация размещаются в ЕИС;
+направляются приглашения потенциальным участникам
|
|
вскрытие конвертов;
аудиозапись;
рассмотрение и оценка;
оглашение лучшего
(предварительного) предложения;
размещение выписки из протокола в ЕИС в течение 1 часа
|
|
вскрытие конвертов с окончательными предложениями;
аудиозапись;
определение
победителя;
размещение итогового и первого протокола
в ЕИС
|
|
заключение
контракта
|