Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта -
http://gshum.cap.ru/
В сентябре 2016 года городу Шумерле исполняется 100 лет. Сейчас уже не осталось в живых первых строителей города, но, листая подшивки газет полувековой давности, можно найти воспоминания сторожил о начале строительства тогда еще станции Шумерля.
Вот воспоминания Василия Савельева: «…На строительство мы пришли артелью. Собралось нас мужиков 50 и все из одной деревни. В то время газета «Нижегородская коммуна» призвала жителей Засурья строить у станции Шумерля завод «Дубитель». Прямо на строительной площадке нас принял руководитель стройки, он же главный инженер Афанасий Николаевич Николенко. На другой день три артели, которыми руководили Петр Бабанин, Александр Катин и я, тронулись в путь, и в дремучем лесу раздалось многоголосое «жик-жик». Первым построенным домом был двухэтажный. Он и теперь первый по нумерации. Дома росли как грибы. Каждый понимал важность строительства и вкладывал всю силу и умение. Помню, строили помещение для бани, ходили на объект таежными тропами. А однажды, кажется первым заметил Латышев, нам дорогу загородил медведь. Встал и ни с места. Этим случаем я хочу лишний раз подчеркнуть то, что там, где теперь расположен наш город, был непроходимый лес с топями и болотами. И часто охотиться приходилось прямо из окна. Так началось строительство жилого района».
Дома в поселке располагались на одной единственной улице – Вокзальной. В то время в поселке не было школ. Дети занимались в землянке, расположенной близь железнодорожного полотна. Уроки вела жена дорожного мастера. В 1928 году от движка артели «Труженик» зажглись в поселке первые электрические лампочки.
Вот воспоминания Александра Митрофановича Тополева: «… 1929–й год. Мы, курсанты чебоксарской школы ФЗУ, едем на экскурсию в незнакомый поселок Шумерлю, где строится мебельный комбинат. А дорога длинная, на целых три дня: сначала плывем на пароходе до Козловки, затем - пешком до железнодорожной станции Тюрлема, а уже потом поездом – до места назначения. Чтобы представить сложность нашего путешествия, поясню: в то время железной дороги Чебоксары – Канаш не существовало, не было шоссе, а из транспорта во всей Чувашии - три автомашины, шесть тракторов и один автобус.
Высыпали из вагона, глядим: кругом лесная глухомань, жмутся к станции подслеповатые бараки путейцев, строителей, лесозаготовителей. Глубинка, да и только. Жить негде, разместились прямо в цехе. Там где сейчас находятся цеха комбината, «зеленый» базар, были озера, болота, и со всех сторон – дремучий лес. Мы верили, мы знали: город будет! Сегодняшняя Шумерля – олицетворение нашей веры, нашей мечты».
В тридцатые годы в городе не было благоустроенных дорог, ни тротуаров, ни уличного освещения. По–настоящему проезжим считался только тракт на Ядрин, остальные же дороги, особенно в весеннюю распутицу и осеннюю слякоть, были труднопроходимыми. Вопросы благоустройства стояли очень остро, и их нужно было срочно решать. Исполком обратился к жителям с призывом: «Благоустроим Шумерлю!». На этот призыв откликнулись все жители: были вырыты канавы для отвода грунтовых вод, замощены деревянными шашками центральные улицы – Мира, МОПРа, Заводской проезд, появились деревянные тротуары. С помощью жильцов проводилась корчевка пней около жилых домов.
7 ноября 1937 года газета «Социалистический труд», подчеркивая достижения города, напечатала очерк «Новый город». Вот несколько выдержек из этого материала: «…В 1927 году в Шумерле было всего одно предприятие, в котором работало около тридцати рабочих. Теперь в городе 34 магазина. Дошкольники ходят в детские сады и ясли. Всего их три. Вскоре вступит в строй еще один детский сад. Намечено строительство родильного дома».
Одновременно с расширением промышленного строительства росла и численность населения. Если, например, на 1 января 1927 года в Шумерле было всего 405 жителей, то на 1 января 1930 года – уже 2309 человек.
В 1928 году от движка артели «Труженик» зажглись в поселке первые электрические лампочки.
Довоенный период развития города – это время напряженного труда всех жителей.
«Все для фронта! Все для победы над врагом!» - под этим девизом трудились, как и весь народ, шумерлинцы в годы Великой Отечественной войны. Тысячи из них ушли на фронт, чтобы с оружием в руках защищать свою Родину. На смену мужчинам, ушедшим на фронт, встали к станкам их жены, сестры и дети.
В послевоенные годы город получил дальнейшее развитие. Расширились, обновились старые промышленные предприятия, появились новые.
Удивительный город Шумерля! Он меняется не по дням, а по часам.
Л.Н. Чиркова, директор МБУ «Архив города Шумерля»