Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

2008 04 16 Материалы газеты «Вперед»

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://gshum.cap.ru/

(Материалы газеты «Вперед» от 16 апреля 2008 года)

 

 

Дополнительные деньги – на приоритетные цели

12 апреля на заседании Кабинета Министров республики были одобрены законопроекты, связанные с внесением изменений в законы Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» и «О предоставлении субсидий из Республиканского фонда софинансирования расходов».

«За сегодняшней повесткой дня стоит очень напряженный труд всех, кто не на словах, а на деле любит Чувашию», - сказал Президент Чувашии Н. Федоров, открывая заседание правительства. Напомним, что в начале текущего года в результате первого уточнения доходы и расходы республиканского бюджета на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 выросли на 1 млрд. 850 млн. рублей. Как отметил министр финансов Н. Смирнов, предварительные итоги социально-экономического развития республики за три месяца 2008 года свидетельствуют, что удалось достичь более высоких показателей по сравнению с запланированными. Все это, включая эффективное сотрудничество с федеральными органами власти, позволяет увеличить доходы и расходы бюджета Чувашии еще на 3, 9 млрд. рублей. Таким образом, с начала нынешнего года прибавка к бюджету составит 5, 75 млрд. рублей.

Дополнительные средства будут направлены на дальнейшее решение приоритетных задач – строительство сельских и городских дорог (1, 4 млрд. рублей), создание государственного жилищного фонда (400 млн. рублей), капитальный ремонт многоквартирных домов (более 500 млн. рублей). Расходы на сельское хозяйство возрастут еще на 373 млн. рублей, социально-культурную сферу – на 890 млн. рублей, из них на образование – 183 млн. рублей, культуру – 80 млн. рублей, здравоохранение – 430 млн. рублей, социальную защиту населения – 197 млн. рублей.

Второй законопроект предусматривает выделение средств из республиканского бюджета муниципалитетам на условиях софинансирования на содержание сельских дорог, обеспечение жильем молодых семей, развитие муниципальной общественной инфраструктуры, на капитальный ремонт сельских учреждений социально-культурной сферы.

Пресс-служба АП Чувашской Республики.

 

 

В Чувашии стартует Весенняя неделя добра

Как и ежегодно, с 19 по 27 апреля под девизом «Через добрые дела – к культуре мира» в пятый раз в Чувашской Республике пройдет Всероссийская добровольческая Весенняя неделя добра.

Акция проводится Российским центром развития добровольчества, благотворительным фондом «Созидание» при поддержке комитета Государственной Думы России по делам общественных объединений и религиозных организаций, Общественной Палаты Российской Федерации. В Чувашии акция организуется под эгидой Совета по проведению Года добрых дел Министерством образования и молодежной политики республики, молодежным добровольческим объединением Чувашии, Торгово-промышленной палатой, дополнительным офисом по Чувашской Республике Ульяновского отделения ОАО «МСС-Поволжье».

В ходе акции каждый житель Чувашии может сделать доброе дело: помочь детям-сиротам, детям из неблагополучных, многодетных и малообеспеченных семей, инвалидам, ветеранам, пожилым и престарелым, тем, кто только что освободился из мест лишения свободы, лицам без определенного места жительства; оказать бесплатные консультационные (например, юридические) и образовательные услуги нуждающимся категориям населения; принять участие в субботниках, экологических акциях, благоустроить родной двор, улицу, микрорайон; выступить со своей благотворительной инициативой.

Реализовать добрые замыслы, найти помощь, сообщить о каком-нибудь добром поступке или человеке вы можете, воспользовавшись

Адреса интернатов, детских домов, центров помощи семье и детям, социально-реабилитационных центров можно найти на сайте www.zadobro.ru.

 

 

За благоустройство взялись основательно!

Похоже, за благоустройство городских улиц власти взялись основательно. На очередном заседании административной комиссии, состоявшемся 10 апреля под председательством первого заместителя главы города Ф.Н. Альштута, было рассмотрено 35 дел об административных правонарушениях. Большинство – по ст.10 ч. 2, касающейся благоустройства населенных пунктов.

Из выявленных нарушителей снисхождение заслужили только люди преклонного возраста и инвалиды, на остальных были наложены штрафные санкции. Отделаться предупреждением не удалось даже тем, кто после составления протокола об административном правонарушении очистил прилегающую к дому территорию от мусора, строительного материала, дров и т.д. Правила благоустройства едины для всех, и для их выполнения не стоит дожидаться указки сверху.

М. Майская.

 

 

Ждем в гости всех!

В чём состоит задача педагогики? Вопрос очень не простой. Несомненно, в стремлении вырастить полезного члена общества, воспитать нравственного и трудолюбивого человека, научить учиться. Хочется, чтобы ребёнок был успешным, удачно вписался в социум, хочется гордиться его успехами в учёбе и спорте, а может быть, и в творчестве. И всё это вполне достижимо!

В Шумерлинской санаторной школе-интернате к педагогическим проблемам добавляется и медицинская: создать все условия, обеспечивающие укрепление здоровья воспитанников. В нашем учреждении живут и учатся дети с ослабленным здоровьем из всех районов и городов Чувашии. Прекрасно оснащённые медицинские, физиотерапевтические кабинеты, наличие галакамеры, ингалятория, солевой комнаты, широкий спектр физкультурно-оздоровительных мероприятий, профессионализм медицинских работников, эффективная работа педагогов – все это способствует выздоровлению детей и активному включению в жизнь общества.

Цель педагогического коллектива – построить жизнь в школе так, чтобы детям она была в радость, чтобы школьные годы, проведённые здесь, вспоминались с удовольствием и благодарностью, и это в наших силах! Основную задачу педагогов и медработников можно представить в виде формулы: предвидеть + научить = уберечь.

Завершается 2007-2008 учебный год. Подводя итоги, мы убеждаемся в том, что у нас есть основания для гордости. Наши воспитанники реализовывают свой творческий потенциал не только в стенах своей школы, но и за ее пределами. Участие в городском конкурсе агитационных сценических программ «Молодёжь за здоровый образ жизни» принесло нашей команде 1-е место, и это дало нам импульс проявить себя на республиканском уровне. Воспитанницы нашей школы А. Иванова и Т. Охтишкина в конкурсе «Энергия – детям!» заняли призовые места в номинациях «Вокал» и «Изобразительное искусство». Из последних наших достижений – победа в республиканском конкурсе «Созвездие», где наши воспитанники оказались на высоте.

Также школа активно включилась в акцию «Спешите делать добро!», объявленную Президентом Чувашии Н.В. Федоровым. В ее рамках 19 апреля в школах-интернатах и детских домах республики объявлен День открытых дверей.

В субботу в 9.30 наша школа приветливо встретит представителей общественных организаций, предприятий города и родителей воспитанников.

Мы с нетерпением ждем гостей!

Педагоги санаторной школы-интерната.

 

 

И ожили любимые книги…

Как превратить чтение в праздник? Этим вопросом все чаще задаются родители, читатели, библиотекари. А между тем, одной из эффективных форм работы с книгой является театр. Данный метод подачи литературы доступен и понятен детям, поскольку в основе лежит игра. Детские впечатления от такого общения с книгой остаются на всю жизнь.

В библиотеке семейного чтения им. Г. Айги уже несколько лет существует театр книги «Слово», который ведет И.В. Русскова. Совместно со школами проводим литературные вечера, премьеры книг, театрализованные путешествия. Сложились и некоторые традиции такого сотрудничества.

В начале апреля мы принимали в библиотеке юных артистов гимназии № 8. Театрализованное путешествие «По страницам любимых книг» началось с книжной выставки «По следам литературных героев». Экспозиция соединила произведения русской и зарубежной классики. Учащиеся гимназии пригласили отправиться в это путешествие старшеклассников школы № 3. Необычной постановкой сюжета они заинтриговали читателей. Предметом «литературного расследования» стало творчество Дж. Байрона. Детективы Шерлок Холмс и доктор Ватсон в один миг переместили зрителей в литературную страну, где мы встретили Татьяну Ларину и гоголевских дам Анну Андреевну и Марью Антоновну Сквозник-Дмухановских. Этот маленький спектакль разыграли ученики 10 «б» класса Р. Чугунов, П. Лещанов, Д. Вершкова, К. Демьянова и О. Савельева. Своей игрой и обаянием они заслужили самые высокие и уважительные оценки зрителей. Юные артисты театральной студии словно оживили страницы книг, которыми зачитывались ещё их папы и мамы, бабушки и дедушки. Необычное и занимательное действо плавно перешло в викторину по роману Л. Толстого «Война и мир».

Отрадно, что мероприятие пришлось по душе любознательным гостям библиотеки. Успех представления во многом определило тонкое, высокопрофессиональное проникновение в мир классической литературы и сценического искусства преподавателя З.В. Шурыгиной. Зинаида Вадимовна, помимо огромного педагогического опыта и знаний, обладает замечательным качеством - умением разглядеть в каждом ученике творческое начало.

Приобщение к книге происходит в детстве, но лишь в том случае, когда библиотека, семья, школа поддерживают друг друга. Мы искренне благодарим тех, кто на протяжении многих лет продолжает дружить с нами, с нашей библиотекой.

М. Бадина, библиограф библиотеки.

 

 

Учитель чувашского народа

30 апреля 2008 года исполняется 160 лет со дня рождения Ивана Яковлевича Яковлева – талантливого педагога и ученого, выдающегося организатора народного просвещения. Благодаря исключительным способностям и настойчивости он стал одним из высокообразованных и культурных людей своего времени.

Вся жизнь и деятельность Ивана Яковлевича была посвящена благородному делу просвещения родного народа, и он по праву занимает почетное место в истории Чувашии.

Иван Яковлевич Яковлев родился 18 (30) апреля 1848 г. в бедной чувашской крестьянской семье в деревне Кошки Ново-Тимбаево Буинского уезда Симбирской губернии (ныне Тетюшского района Республики Татарстан). Своих родителей он не знал - отец умер до его рождения, а мать - на второй день после родов. Его усыновила и воспитала семья крестьян того же села - Пахомовых.

В 1864 г. Иван Яковлев окончил Симбирское землемерное училище и был назначен удельным мерщиком. Годы работы в этой должности открыли ему жизнь крестьянских масс во всей наготе. Повсюду, где бы он ни бывал, видел темноту и невежество, бесправие и экономическую отсталость чувашского народа. Поездки по деревням Симбирской, Самарской и Казанской губерний, знакомство с жизнью и бытом различных народов, встречи с прогрессивными людьми того времени значительно расширили его кругозор. У него зарождается мысль помочь родному народу иным путем, нежели «справедливым переделом земли»: дать чувашам образование и приобщить их к русской культуре.

Средством приобщения чувашей к другим культурам, прежде всего, русской, должны были стать, по его мнению, родной язык, национальная письменность и школа родного языка. Но для осуществления этой мечты надо было сначала получить образование самому. И уже скоро Иван Яковлевич Яковлев сделал шаг по дороге, по которой прошагает всю свою жизнь: на втором году обучения в гимназии он фактически открывает частную школу, взяв на обучение своего первого ученика - А. Рекеева. Так, обучаясь в гимназии, Иван Яковлев становится одновременно и учителем.

Осенью 1867 г. И.Я. Яковлев поступил в V класс Симбирской классической гимназии. Он приютил у себя в комнате трех чувашских мальчиков и стал с ними заниматься. Первыми его учениками стали Алексей Рекеев, Иван Исаев, Е. Андреев и В. Кашкаров. Все они происходили из бедняцкой чувашской среды, и И.Я. Яковлеву пришлось взять на себя, наряду с учебными записями, и заботы о содержании этих мальчиков. Это и стало прологом в основании Симбирской чувашской учительской школы.

И.Я. Яковлев, вышедший из крестьянской семьи, на собственном трудовом опыте слишком хорошо знал цену образования и трудность путей, ведущих к ним крестьянина. Отсюда и родилось у него естественное желание помочь, чем можно, своим соплеменникам – чувашам.

В 1870 г. И.Я. Яковлев поступил в Казанский университет. Но перед тем как уехать на учебу, он, при содействии И.Н. Ульянова, обеспечил свою школу средствами за счет пожертвований и стипендий Буинского земства.

Даже будучи на учебе, Иван Яковлев не переставал заниматься своей школой. Он принимал ближайшее участие в делах школы, помогал в занятиях с мальчиками учителю и т.д.

Из-за отсутствия собственного помещения, школа была вынуждена кочевать с места на место, что, конечно, мешало нормальному ходу учебы. Количество учащихся росло из года в год, что также вызвало необходимость иметь собственное помещение. Если в самом начале было всего три или четыре мальчика, то к моменту возвращения И.Я. Яковлева из Казани количество учеников доходило до 50 человек.

В работе над созданием чувашского алфавита Яковлеву помогал русский студент-филолог В.А. Белинин, хорошо знавший татарский и арабский языки. Основная работа была проделана ими летом 1871 г. во время каникул, значительную часть которых Иван Яковлевич со своим помощником В.А. Белининым провел в родной деревне.

К концу первого курса при участии Н.И. Ильминского и других деятелей культуры и просвещения он создал чувашский алфавит. Это был большой научный подвиг студента. С целью введения своего алфавита в общее употребление среди чуваш Яковлев издал в 1872 г. букварь под названием «Чёваш ачисене =ырёва в.рентмелли к.неке» (Книга для обучения грамоте чувашских детей). И.Я. Яковлев и после выхода первого своего букваря не прекратил работы по улучшению и упрощению чувашского алфавита.

С появлением первого алфавита открылись возможности для развития письменности, издания оригинальных и переводных произведений. В 1908 г. им были выпущены произведения чувашских поэтов под названием «Сказки и предания чуваш», куда вошли поэма «Нарспи» К.В. Иванова, «Леший» М.Ф. Федорова, произведения Н.В. Шубоссинни.

Ведущим принципом педагогической теории И.Я. Яковлева являлась идея народности. Под народностью он понимал общедоступность школы, обучение и воспитание детей применительно к потребностям трудового народа. Содержание образования, по его мнению, должно направляться народными интересами, служить делу подъема культуры и национального самосознания.

Он много внимания уделял проблеме соединения учебного процесса учащихся с трудом в мастерских и пришкольном огороде. Труд Яковлев считал важнейшим условием правильного воспитания учащихся. Уже с 1871 г., когда по ходатайствам И.Н. Ульянова и И.Я. Яковлева школа получила признание Министерства народного просвещения, в ней стали заниматься по определенной программе.

Деятельность Яковлева не ограничивалась рамками учительской школы. Он добивался распространения грамотности среди народа. В 1875 г. после окончания университета И.Я. Яковлев был назначен инспектором чувашских школ Казанского учебного округа. При активной поддержке и участии И.Н. Ульянова чувашский просветитель основал много новых школ, в которые для работы направлялись выпускники Симбирской учительской школы. Впервые в чувашских школах было начато женское образование.

За заслуги в работе, просветительской и общественной, И.Я. Яковлев неоднократно награждался. Так, он был награжден орденами св. Станислава 2-й и 3-й степеней, св. Анны 2-й и 3-й степеней.

После Февральской буржуазно-демократической революции 1917 г. И.Я. Яковлев был избран председателем Совета обновленной Симбирской чувашской учительской семинарии и стал первым ее выборным директором. Великая Октябрьская социалистическая революция узаконила его пребывание на этом посту.

В годы Советской власти Иван Яковлевич был окружен почетом и вниманием общественности. В 1920 г. Симбирская чувашская школа была преобразована в Чувашский педагогический институт. И. Яковлев и его школа к началу XX в. были известны не только в России, но и по всей Европе. В среде чувашей и многих народов Поволжья его имя стало легендарным.

Просветительская деятельность И.Я. Яковлева способствовала формированию национальной интеллигенции, развитию культуры и росту национального самосознания, стимулировала и ускоряла дело национального подъема чувашей.

Яковлев тесно увязывал историческую будущность чувашского народа с судьбой русского народа. Этому служила и его просветительская деятельность, одним из коренных принципов которой было приобщение чувашей к русской культуре. Идея неразрывного союза русского и чувашского народов страстно прозвучала и в его предсмертном завещании чувашскому народу. В 1921 г. обращаясь к чувашам, он писал: «Русский народ выстрадал свою правду, и нет сомнения, правдой этой он поделится с вами. Верьте в Россию, любите ее, и она будет вам матерью».

Иван Яковлевич Яковлев скончался 23 октября 1930 г. На скромном памятнике, поставленном на его могиле в Москве, сделана краткая, но многозначительная надпись – «Учитель чувашского народа».

Яковлев сыграл огромную историческую роль в развитии культуры, литературы и языка чувашского народа. Трудно назвать какую-либо отрасль чувашской культуры и искусства, которая не зародилась бы в Симбирской чувашской школе. Первые спектакли, первая антология чувашской литературы, первая постановка оперы, первые чувашские хоровые коллективы, первый оркестр, первая картинная галерея первых чувашских художников, первый музей и т.д. Все это было в школе И.Я. Яковлева.

В память о выдающемся просветителе чувашского народа Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 апреля 1958 г. его имя было присвоено Чувашскому государственному педагогическому институту, а в 1969 г. в Чебоксарах состоялось открытие памятника И.Я. Яковлеву.

И. Павлова, ведущий специалист отдела публикации и использования документов Государственного архива современной истории Чувашской Республики.

 

 

Мир книги в мире детства

День как день. Только солнышко грело как-то необычно ярко, словно чувствовало приближение радостного, шумного, счастливого события, удивительного праздника – Недели детской книги.

Стало доброй традицией, что библиотеки в дни весенних школьных каникул празднуют Неделю детской книги. В рамках этого события в городских библиотеках состоялось 13 мероприятий, участниками которых стали более 1000 детей и родителей.

Задачи проведения Недели детской книги состоят в том, чтобы продемонстрировать детям самое интересное, что издано для них, раскрыть богатство детской литературы, привлечь внимание к детскому чтению как самих детей, так и родителей, педагогов.

21 марта детвора с озорными огоньками в глазах говорливыми ручейками со всех сторон стекалась в городскую детскую библиотеку им. С.Я. Маршака. Церемония открытия праздника началась с настоящего литературного парада. Красочная колонна книжных героев сопровождала гостей и детей городских школ, детских садов в красочно оформленный актовый зал Дома детского творчества. Приветственная речь начальника отдела культуры администрации г. Шумерли В.Н. Яковлевой дала старт яркому книжному празднику. Высокий эмоциональный настрой и желание сделать праздник незабываемым объединили коллег детской библиотеки, которые предложили детям города красочную и разнообразную палитру конкурсно-игровых программ.

Торжественное открытие книжного праздника было приурочено к 95-летнему юбилею классика детской литературы С.В. Михалкова. Юные зрители познакомились с михалковскими героями, такими, как и они, девчонками и мальчишками. На проспекте Стихов в исполнении ребят звучали миниатюры «А у вас?», «Котята», «Дядя Стёпа», «Прививка» и многие другие. Электронная презентация «Талант большой и щедрый» познакомил ребят с жизнью и творчеством Сергея Владимировича. Известную песню «Мы едем, едем, едем…» дружно пели и артисты, и зрители. А на Театральной площади в исполнении юных артистов театрального отделения школы искусств №1 была показана сказка С. Михалкова «Зайка-зазнайка», которая продемонстрировала ребятам важный урок дружбы, взаимовыручки и доброты.

Несмотря на то, что Неделя – это уже устоявшаяся, имеющая свои традиции форма массовой работы с читателями, мы все же постарались найти свой, оригинальный подход к решению идеи мероприятий. Так, большой интерес у посетителей детской библиотеки вызвало знакомство с выставкой новинок «Новые книжки для вас, ребятишки». Большое дерево, выросшее посреди читального зала библиотеки, на своих ветвях вместо плодов преподнесло новые и яркие книжки. Ребята охотно знакомились с новыми поступлениями, рассказывали о своих литературных пристрастиях, получали рекомендации специалистов.

В теплой и дружеской обстановке прошел День семейной книги. Учащиеся 5 «а» класса школы № 2 познакомились с читающей семьёй Ляпневых, общий читательский стаж которой составляет 34 года. Гости рассказали ребятам о своих жанровых предпочтениях, поделились мудрыми советами, как научиться любить книги. В память о вечере семья Ляпневых подарила детской библиотеке книгу Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». В свою очередь, заведующая библиотекой Г.А. Клячкина также преподнесла гостям книги в дар от библиотеки. Кульминационным моментом Дня семейного чтения «Читаю я - читает вся семья» стал брейн-ринг между читателями и читающей семьёй. Несмотря на численное превосходство ребят, победу одержала семья Ляпневых (мама – Ольга Валентиновна, дочь – Настя), которая послужила ярким примером того, что чтение книг делает человека мудрым, грамотным и эрудированным.

В библиотеке дети находят не только нужную информацию, но и могут пообщаться со сверстниками, окунуться в мир доброй сказки и фантазии. Так, состоялась встреча-презентация с лидером чтения 2007 года Максимом Барановым «Приглашаю в страну читателей». Максим рассказал ребятам о своих литературных предпочтениях, о том, какую важную роль в его жизни играют книги, поделился впечатлениями о поездке на закрытие республиканского фестиваля «Вместе с книгой – в новый год», где ему были вручены диплом и подарки.

Особую роль на празднике книги отвели Дню периодики «Нас к чтению зовет журнальный хоровод». Малыши детского сада № 15 «Сказка», возможно, впервые познакомились с интереснейшими и увлекательными журналами для детей, узнали, какие могут рассказать о природе и животных, какие выпускаются специально для девочек и мальчиков, где можно получить ответы на все интересующие вопросы.

Неделя детской книги - настолько праздничное событие, что его активно отмечают и взрослые библиотеки. Например, городская библиотека семейного чтения им. Г. Айги провела литературно-музыкальный вечер «На клавишах весны», гостями которого стали воспитанники детского дома «Ёлочка» и юные музыканты города.

В дни школьных каникул городская центральная библиотека подготовила познавательный час-экскурс «Добрая сказка на ночь лучше всякого лекарства», посвященный творчеству Сергея Михалкова. Мероприятие состоялось дважды. Для подготовительной группы д/с №18 «Аленушка» час-экскурс прошел в читальном зале библиотеки, а воспитанников «Елочки» библиотекари решили порадовать выездным мероприятием. Маленькие слушатели познакомились с жизнью и творчеством писателя, побывали на экскурсии в мире сказочной поэзии Михалкова, ответили на вопросы викторины. После окончания мероприятия сотрудники библиотеки вручили детям сладкие подарки – душистые шумерлинские пряники.

Неделе детской книги городская библиотека им. М. Сеспеля посвятила цикл мероприятий, в т.ч. Дни новой книги, Дни читающих семей, юбилеи детских писателей, театрализованные представления. В праздничные дни состоялась акция добрых дел «Живи, книга», в ходе которой учащиеся 6 класса школы-интерната подарили 26 книгам вторую жизнь.

Завершилось празднование Недели в детской библиотеке им. С. Маршака литературной прогулкой по книгам В. Берестова «Талант добрый и веселый». Стихи Берестова нравятся всем, они наполнены теплом и добрым юмором. В завершение мероприятия в исполнении Б. Гамова прозвучало ставшее хрестоматийным стихотворение В. Берестова «Как хорошо уметь читать!». Каждое стихотворение детского поэта что-то прибавляет к жизненному опыту ребенка, озаряет его радостью, а это многого стоит.

Состоявшийся праздник книги стал удачным поводом не только для знакомства с книжными новинками, но и для проведения свободного времени в кругу друзей и добрых детских книг. Ведь главный герой детской библиотеки – маленький читатель. Именно для него в наших стенах царят добро, внимание, доброжелательность, потому что детство – это волшебный островок, где каждый прожитый день наполнен необычными тайнами и загадками. И мечта маленького жителя такого острова – окунуться в чарующий мир приключений, интересных встреч, событий. Такую возможность получают читатели детской библиотеки.

Т. Заплаткина, ведущий методист по работе с детьми ЦБС г. Шумерли.

 

 

Ближе стали космические дали для обычного шумерлинского школьника

8 апреля с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Союз». На борту находились командир корабля С. Волков, бортинжинер О. Кононенко, участник космического полёта Ин Сайон. А на земле их провожали жадные до приключений глаза детворы.

Это были члены делегации от Чувашской Республики - талантливая молодёжь, победители олимпиад и конкурсов, лидеры общественных движений. Среди них был шумерлинец Александр Агашин, ученик 8а класса школы № 6, член отряда юных космонавтов «Кондор». Он поделился своими впечатлениями от экскурсионной поездки, организованной Ассоциацией содействия космонавтике «Байконур – Чебоксары» совместно с Федерацией космонавтики России:

«Путь на Байконур лежал через города Чебоксары и Казань. В столице Татарстана мы сдали багаж, прошли паспортный контроль и, наконец, в 14.00 поднялись на борт авиалайнера ТУ-154М для перелета в аэропорт «Крайний» города Байконур. Для меня это был первый полёт на самолёте. Сначала было немного страшно. В ходе перелета мы сменили два часовых пояса.

Запомнилась главная улица города Байконур – бульвар Гагарина. На нем находится множество памятников и мемориалов, посвященных космонавтике.

Перед поездкой я загадал желание – сфотографироваться с космонавтом. И моя мечта сбылась – я сфотографировался с космонавтом Николаем Михайловичем Будариным.

Около полудня 8 апреля мы прибыли на стартовую площадку – «стол», с которой должна была стартовать ракета «СОЮЗ ТМА-12» с космонавтами на борту. Мы находились на расстоянии полутора километров от «стола». Пуск ракеты был назначен на 15 часов 16 минут по московскому времени. И вот пошли последние секунды перед стартом. Затаив дыхание, мы слушали последние слова отсчета: «Три… Два… Один… ПУСК!» Вокруг ракеты стали появляться клубы дыма, поднялся гул, земля под ногами вздрогнула. Космический корабль отделился от поверхности земли. Сначала медленно, а затем всё быстрее и быстрее он поднимался в небо и вскоре превратился в маленькую точку. Неожиданно в небе что-то вспыхнуло, появились клубы белого дыма. Все замерли. На душе стало неспокойно. Но после того, как в рупор сказали: «Отделилась вторая ступень. Полет нормальный», - зрители зааплодировали.

Через десять минут автобус доставил нас на место старта ракеты, где нам предоставили возможность осмотреть все сооружения, обслуживающие корабль.

Я безмерно счастлив, что смог побывать на Байконуре».

 

12 апреля 1961 г. с космодрома «Байконур» стартовал космический корабль-спутник «Восток», пилотируемый Юрием Алексеевичем Гагариным. Сбылась мечта всего человечества – впервые житель нашей планеты устремился к звездам...

Каждый ребенок хоть раз в жизни мечтает стать космонавтом, и такие ребята собрались в нашем отряде «Кондор» школы № 6. Благодаря нашим руководителям Л.Р. Ивановой и А.Е. Афанасьеву мы уже 3-й год активно участвуем в республиканском движении «Нас зовут космические дали».

На встречу к нам пришел выпускник нашей школы Е.В. Маркушин, ныне работающий на космодроме «Плесецк». Он рассказал о жизнедеятельности космодрома и был очень рад, что в нашей школе есть отряд юных космонавтов. Высказал сожаление, что в его школьные годы не было этого движения.

Мы занимаемся исследовательскими работами, делаем макеты ракет, самолетов, различные модели воздушных змеев, участвуем в конференциях, мастер-классах, соревнованиях. За три года мы добились отличных результатов. Получили 21 диплом, 5 памятных знаков и переходящий кубок за 1-е место на приз космонавта Героя России Н.М. Бударина в первенстве ЧР по авиамоделям в закрытых помещениях.

Самые активные участники нашего движения получили 3 категорию «Мастер», всего 5 человек среди 50 отрядов Чувашской Республики. Один из лидеров нашего отряда Александр Агашин получил приглашение на космодром «Байконур», где осуществился запуск космической ракеты «Союз ТМА-12» с тремя космонавтами на борту. Своими впечатлениями об этом памятном событии он поделился с нами.

В этом году в наш отряд стали вливаться третьеклассники, над которыми шефствует наш класс. Нас радует, что они уже стали участвовать в зачетах, и первые 5 человек получили категорию «Мечтатель».

Быть участником республиканского движения «Юные космонавты» очень интересно и почетно. 12 апреля наш отряд принял участие в митинге, посвященном Дню космонавтики, около памятника Ю.А. Гагарину в г. Чебоксары. Мы и наши родители очень благодарны руководителям за такие высокие результаты, за то, что наша жизнь стала более насыщенной и интересной.

А. Миронова, 8 кл., член отряда ЮК «Кондор» школы № 6.

 

 

Таблетки от алкоголизма, увы, не существует

Человеку кажется, если употребляя алкоголь, ему становится лучше (снимается напряжение, улучшается настроение, он становится раскованнее и увереннее), значит, алкоголь не вредит здоровью.

Но как только он начинает регулярно менять свое психическое состояние алкоголем, подменяя этим естественные радости, он незаметно для себя формирует алкогольную зависимость. Пьющий человек постепенно замечает, что для получения психологического комфорта требуется все большая доза. Со временем организм настолько привыкает к постоянному присутствию алкоголя в высоких дозах, что не хочет с ним расставаться.

Ваша главная задача - убедить близкого вам человека обратиться к врачу. Необходимо обратить внимание пьющего на то, что у него начались проблемы со сном, нервной и сердечно-сосудистой системами, что снизилась его работоспособность, он начал хуже выглядеть и т.д. Предложите человеку бороться не собственно с алкоголизмом, а с другими «болячками». Попробуйте настроить его на восстановление здоровья, но при условии контроля со стороны врача.

Можно мотивировать поход к врачу попыткой разобраться в семейных отношениях, т.е. пойти вместе с вами и попытаться наладить микроклимат в доме с помощью специалиста.

Впрочем, на первую консультацию можно сходить одному или одной (если речь идет о жене) и спросить совета врача, какой мотив может оказаться действенным именно в вашем случае.

Алкоголизм – это не распущенность и не дурная привычка, а серьезное заболевание. Следовательно, нужно постараться относиться к пьющему человеку как к больному. Решать проблему только строгостью и наказанием бессмысленно.

Чудо-таблетки от алкоголизма не существует нигде в мире. Хотя вся мировая наркология в поиске. Врачи применяют разные средства для выведения алкогольных ядов. Лекарством может стать, к примеру, витамин С. Но лечение интоксикации (отравления) – это только начало лечения от алкоголизма. Уговаривать себя, что таким образом больной лечится от алкоголизма, – это самообман. Что же делать?

Освобождение от алкогольной зависимости не может быть мгновенным, ведь организм человека годами привыкал жить по другим противоестественным законам. Но сегодня есть реальные средства, с помощью которых восстанавливается здоровье человека. Индивидуально подобранными лекарственными комплексами можно надежно снять влечение к алкоголю, наладить работу всех органов и систем организма, создать необходимый психологический комфорт. За помощью можно обратиться к врачам и психологам в наркологический диспансер.

4-е отделение РНД.

 

 

 

Из Шумерли до Шоршел

12 апреля, в День космонавтики, состоялся традиционный легкоатлетический пробег «Звёздный» (г.Шумерля – с.Шоршелы). В этом пробеге приняли участие юные легкоатлеты Детского оздоровительно-образовательного центра, любители бега из клуба «Пчёлка» и воспитанники ДЮСШ Шумерлинского района, всего 25 участников.

Старт традиционному пробегу был дан с центральной площади города. Все участники организованной колонной пробежали по улицам Октябрьской и Щербакова под флагами Российской Федерации, Чувашской Республики и «Единой России».

Пробег проходил в виде эстафеты по дорогам Чувашской Республики, участников пробега сопровождал автобус. По трассе участники пробега бежали от одного до четырёх человек, а в населённых пунктах – колонной со знаменами. Тепло приветствовали участников пробега в Калинино, Красноармейском, Цивильске, Шоршелах.

Каждому участнику пришлось преодолеть в общей сложности от 14 до 20 км. А по маршруту, выбранному руководителем пробега, ветераном спорта, участником 25 международных московских марафонов мира А. Г. Котовым, пришлось преодолеть дистанцию 130 км за 7 часов 13 минут.

В конечном пункте назначения - селе Шоршелы - участников пробега гостеприимно встретили спортсмены и глава сельского поселения В.В. Смелов, бегуны посетили музей космонавтики имени А.Николаева. Обратно участники пробега «Звёздный» вернулись на автобусе, делясь своими впечатлениями и успехами на трассе.

А.Каширина.

 

 

Необходимо внедрять новое школьное меню

Организация питания детей и подростков, как никакой другой вид деятельности, требует повышенной ответственности и неукоснительного соблюдения всех норм и правил.

В целях улучшения организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях, а также для осуществления мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике в сентябре 2007 года в городские и районные администрации были направлены для использования в практике работы школьных пищеблоков, буфетов методические рекомендации от 24.08.2007 г. № 0100/8605-07-34 «Примерные меню горячих школьных завтраков и обедов для организации питания детей 7-11 и 11-18 лет в государственных образовательных учреждениях» и от 24.08.2007 г. № 0100/8606-07-34 «Рекомендуемый ассортимент пищевых продуктов для реализации в школьных буфетах», утвержденные главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г. Онищенко.

Смысл внедрения нового меню - справиться с ростом числа заболеваний, связанных с неполноценным, нерациональным питанием населения. Существует перечень алиментарно-зависимых заболеваний. При их развитии питание детей играет решающую роль. Вот некоторые болезни из этого перечня: анемия, атеросклероз, болезни органов пищеварения, заболевания щитовидной железы, гипертоническая болезнь, кариес зубов, кишечные инфекции, инвазии, пищевые отравления, некоторые злокачественные новообразования (рак толстой кишки), сахарный диабет и другие.

Конечно, не все эти заболевания проявляются в детстве, но именно в детском возрасте формируются пищевые предпочтения, модели и стереотипы пищевого поведения человека. Именно этой основе человек следует всю свою сознательную жизнь, и впоследствии, если он привык питаться неправильно, у него могут развиться заболевания, перечисленные выше.

Новый рацион питания школьников разнообразен, так как рассчитан на 24 дня, блюда не повторяются более 1 раза в течение 24 дней.

Согласно данным НИИ питания РАМН и Научного центра здоровья детей РАМН, до 90% детского населения страдает от дефицита тех или иных витаминов и минеральных веществ. Наиболее актуальны проблемы дефицита витаминов группы В, витамина С, железа, кальция, йода. Примерное меню сбалансировано не только по макронутриентам (белки, жиры, углеводы), но и по микронутриентам (витамины и минеральные вещества). Достигается это как за счёт продуктов - естественных источников витаминов, так и за счёт обогащённых ими продуктов.

Рацион богат свежими овощами и фруктами, а сладости в меню используются ограниченно, причём витаминизированные. Ведь обычные сладости - это не более чем пустые калории, то есть источник энергии, получив которую, ребёнок чувствует себя сытым и отказывается от других более полезных блюд. Ассортимент блюд и кулинарных изделий, на основе которого сформировано примерное меню, включает только блюда и кулинарные изделия, по рецептурам и технологии приготовления соответствующие гигиеническим требованиям и научно-обоснованным гигиеническим рекомендациям в части питания детей школьного возраста.

Показатель заболеваемости органов ЖКТ у детей продолжает увеличиваться, и в их профилактике у школьников решающую роль играет щадящее питание. Новый рацион учитывает принципы щадящего питания, в соответствии с которыми при приготовлении пищи не применяется жарка продуктов, исключается использование острых приправ, а супы готовят вегетарианские.

Новый рацион питания непременно должен быть внедрён в школьных столовых. Этого можно добиться совместными усилиями школ, предприятий общественного питания, организующих питание детей и родителей, ведь от этого зависит здоровье подрастающего поколения.

С. Евлачова, главный специалист-эксперт ТО Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике в г. Шумерле.

 

 

 

Яндекс.Метрика

 

 

Система управления контентом
429122, г.Шумерля, ул.Октябрьская, д.20
Телефон: 8(83536)2-34-45
Факс: 8(83536)2-34-45
E-Mail: gshum@cap.ru
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика